Источник:
Деревянное судно
Железное клёпаное судно
Стальное клёпаное судно с продольной системой набора (система Ишервуда, 1906 г.)
Пластина - часть листа, ограниченная с четырёх сторон приваренными к нему связями.
При выборе системы набора перекрытия учитывают два основных вопроса: 1)в какой степени перекрытие воспринимает поперечное давление; 2)в какой степени перекрытие работает при общем изгибе корпуса судна.
Суда длиной менее 80 м имеют относительно небольшие напряжения от общего изгиба корпуса и обычно их связи испытывают преимущественно изгиб от местных усилий по нормали к плоскости перекрытия. В этом случае ориентация балок набора зависит от соотношения сторон перекрытия. И. Г. Бубнов: «Как мост строят не вдоль, а поперек реки, так и при выборе системы набора балки надо располагать поперёк перекрытия – по кратчайшему расстоянию». При этом обеспечивается наименьшая масса перекрытия. Так как обычно перекрытия корпуса вытянуты по длине, то и система набора напрашивается поперечная. Она более выгодна и с технологической точки зрения.
С увеличением длины судна растут напряжения от ОПИ, особенно на удалении от нейтральной оси: в верхней палубе и в днище. Они могут привести к потере устойчивости сжатых, наиболее гибких элементов - настила палубы или обшивки днища. Балки набора повышают их устойчивость. Выбор ориентации балок (вдоль сжимающей нагрузки или поперёк) имеет основное значение. Если сжатие происходит вдоль пластины, то её устойчивость примерно в 4 раза выше, чем при сжатии поперёк.
Для судов длиной более 100 – 120 м применение поперечной системы набора для днища и верхней палубы нежелательно ввиду сложности обеспечения их устойчивости при ОПИ. Продольная же система набора этих перекрытий позволяет легко обеспечить их устойчивость при сжимающих напряжениях вплоть до предела текучести материала.
Бортовые перекрытия несут большую поперечную нагрузку, особенно на судах ледового плавания и судах, часто швартующихся в море в условиях волнения (промысловые, спасательные, буксиры). Нагрузки же от ОПИ на них влияют в меньшей степени, чем на палубу и днище ввиду их близости к нейтральной оси эквивалентного бруса корпуса. Поэтому продольная система набора бортов встречается редко – в основном на крупнотоннажных судах.
Днище с поперечной системой набора
Борт с поперечной системой набора и переборка со стойками
Поперечная система набора борта в носовой оконечности судна
Сравнение конструкций днища с поперечной и продольной системами набора
Конструкция двойного дна с продольной системой набора
Схема палубных перекрытий по комбинированной системе набора: 1 – продольная система набора; 2 поперечная система набора
Система набора корпуса судна в целом определяется системами набора перекрытий днища, бортов и палуб на большей части корпуса (кроме оконечностей). Если эти перекрытия имеют разные системы набора, то система набора судна в целом называется смешанной.