Источник: Структура и районирование портов
Структура порта:
Организационная структура управления порта:
Организационная структура управления грузовым районом порта:
1 – город; 2 – зелёная зона; 3 – порт; 4 – ж/д пути; 5 – пассажирские причалы; 6 – промышленная зона; 7 – ж/д вокзал Сочетание речного порта и города при русловой схеме причального фронта:
Сочетание речного порта и города при ковшовой схеме причального фронта: 1 – город; 2 – зелёная зона; 3 – порт; 4 – ж/д пути; 5 – пассажирские причалы; 6 – промышленная зона; 7 – ж/д вокзал; 8 – резервная территория для перспективного развития порта
Сочетание морского порта и города: 1 – город; 2 – зелёная зона; 3 – оградительные сооружения; 4 – порт; 5 – ж/д пути; 6 – промышленная зона
- Грузы местного потребления, прибывающие в адрес промышленных предприятий, расположенных у воды, размещаются на причалах этих предприятий и обслуживаются ими. - Перевалочный район размещается вне городской зоны. - При значительном грузообороте по отдельным видам грузов рекомендуется создание специальных районов: для тарно-штучных, навалочных, лесных, наливных и др. грузов. Также выделяются: пассажирский район, район (или участок) для комплексного обслуживания флота, судоремонтный завод, база технического флота и др. Принципы районирования: - При малом грузообороте возможно совмещение (даже на одном причале) нескольких видов грузов, например, штучных грузов, оборудования и контейнеров - Следует избегать совмещения на одном причале грузопотоков с воды на берег и обратно. - Отдельные причалы предусматриваются для таких грузов, которые требуют специальных условий перегрузки и хранения (например, зерновых, фруктов).
-Причалы для речных и морских судов должны располагаться отдельно. -Должны быть противопожарные разрывы, отделяющие районы огнеопасных грузов (нефть, нефтепродукты, взрывоопасные вещества, лесные грузы) от остальных районов порта и от города. -Ж/д и автомобильные подходы должны быть согласованы с городскими организациями, с генеральным планом ж/д узла. -Порт не должен отрезать город от моря. -Должна быть учтена возможность развития порта и его районов. Для этого предусматриваются резервы территории, причальной линии и акватории. -Район генеральных грузов располагается рядом с пассажирским районом и районом комплексного обслуживания судов. Он может иметь участки (или отдельные районы) перегрузки ТШГ, контейнерный терминал, причалы для накатных грузов. -Контейнерный терминал имеет большие площади для сортировки и складирования контейнеров.
- Нефтяной район выносится на окраины порта, с наибольшими глубинами акватории, в удалении от жилых районов. В речном порту нефтяной район располагают вниз по течению реки. - Угольный район вредно влияет на другие грузы, хранящиеся на открытых площадках. Его следует отделять достаточным разрывом с учётом направления господствующих ветров (угольная пыль переносится на большие расстояния). - Весьма пылящими и вредными грузами являются также: апатитовый концентрат, цемент. Перегружать и хранить их следует обособленно и в закрытых помещениях. - Районы навалочных грузов выносятся на окраины порта, с большими глубинами акватории, в удалении и с подветренной стороны от жилых районов. Имеют большие открытые площади для штабелирования грузов. -Рыбный район должен иметь отдельное место в порту, в этом районе располагаются не только склады, но и рыбопромышленные объекты. Иногда выделяется специальный рыбный порт, удаленный от жилых районов, с рейдами для отстоя рыболовного флота. -Район судоремонта располагается в бассейне, удалённом от входа в порт, где исключается волнение.
Рекомендованное расположение причалов относительно преобладающего ветра: 1. Пассажирские 2. Оборудование 3.Тарно-штучные грузы 4. Скоропортящиеся грузы (в холодильниках) 5. Лесные 6. Зерновые (закрытым способом) 7. Сахар – сырец (навалом) 8. Соль (навалом на открытых площадках) 9. Химические грузы в таре 10. Руды 11. Минеральные удобрения, аглоруды, серный колчедан 12. Цемент в таре 13. Нерудные стройматериалы (песок, щебень, гравий) 14. Уголь 15. Кожсырьё 16. Апатитовый концентрат Преобладающий ветер
Порт Ванино: – паром; 2 – лесной район; 3 – район ТШГ; 4 – контейнерный терминал; 5 – нефтяной район («Трансбункер»); 6 – новый район навалочных грузов (уголь); 7 - город
Порт Комсомольска на Амуре (Амурпорт): 1 – причал генеральных грузов; 2 – угольный причал; 3 – отстойный рейд; 4 – нефтяной район; 5 – причалы отстоя пассажирских СПК
Порт Санкт-Петербург:
Порт Ильичёвск
Токийский залив
Порт Токио
Островной порт в токийском заливе
Порт Чиба в токийском заливе