Источник: МОРСКИЕ ТАНКЕРЫ Танкер «Knock Nevis» заходит в сухой док в Дубаи для переоборудования в плавучее нефтехранилище
В 1886 г. был спущен на воду танкер «Gluckauf» (дедвейт 2300 т). Это судно первым официально зарегистрировано Английским Ллойдом как танкер. танкер типа «Ленин» постройки гг.
Классификация танкеров по дедвейту: 10, ,000 dwt - Product tankerProduct tanker 60, ,000 dwt - PanamaxPanamax 80, ,000 dwt - AframaxAframax 120, ,000 dwt - SuezmaxSuezmax 200, ,000 dwt - VLCC 320, ,000 dwt - ULCC
Конструкция танкера с двумя продольными переборками и смешанной системой набора
Конструкция танкера с двумя продольными переборками и продольной системой набора
Грузовой танк судна «Exxon Valdez» (вылившего в море 37 тыс тонн нефти при столкновении с айсбергом у берегов Аляски в 1989 г.)
Танкер «Batillus» (Франция): L pp = 401,1 м; В = 63,0 м; В = 35,9 м; DW = 554 тыс.т) вошел в строй в 1976 г.
Самые большие танкера в строю на 2004 год:
Для приёма балласта могут использоваться грузовые танки. Но при сливе балласта загрязняется окружающая акватория. С ростом размеров танкеров обострилась экологическая проблема. Наибольший общественный резонанс вызывали катастрофы с танкерами. В 1967 г. у берегов Англии разломился супертанкер «Torrey Canyon». 120 тыс. т нефти вылилось в море. В 1978 г. у берегов Франции сел на мель и разломился супертанкер «Amoco Kadis», вылив в море 220 тыс. т нефти. Подобных катастроф с тех пор было несколько десятков. Главными причинами аварий были несовершенные конструкции, плохое техническое состояние судов, неопытные, плохо оплачиваемые экипажи, безответственность инспектирующих технических служб и судовладельцев.
Количество случаев разлива нефти (случаи разливов более 700 т) по годам
Количество разлитой нефти по годам
Танкер «World Glory» Танкер «Престиж» под Багамским флагом, перевозивший более 20 млн. галлонов нефти, во время шторма переломился надвое у северо-восточного побережья Испании в ноябре 2002 г. Около 2 млн. галлонов нефти вылилось в море. Танкер был построен в 1976 г. При аварии в его корпусе ниже ватерлинии образовалась трещина длиной 30 – 50 футов.
Танкер «Престиж» 2002 год Танкер «Эрика» 1999 г.
Гибель танкера "Torrey Canyon" 1967 г. О-ва Сцилли (Англия) Авария танкера "Exxon Valdez" 1989 г. Аляска (США) Авария танкера "Sea Empress" Милфорд Хэйвен (Англия) Гибель танкера "Erika" 1999 г. Франция Гибель танкера "Prestige" 2002 г. Испания
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), принятая в 1973 г. с дополнительным Протоколом 1978 г., выдвинула ряд требований к конструкции корпуса танкеров: 1) обязательное наличие чисто балластных танков; 2) ограничение предельных размеров танков (с целью уменьшения разливов нефти при аварии) ; 3) создание конструктивной защиты в виде двойного дна и двойных бортов, высотой (шириной) до двух метров. Танкер «Amoco Cadiz» 1978 год:
Двухкорпусные («экологически чистые»)танкеры имеют ряд недостатков: - дорогие и тяжёлые; - срок службы меньше ( в связи с повышенной коррозией и трудностью её контроля в междудонных и междубортных балластных цистернах.) Двойной корпус представляет собой удвоенную поверхность для разрушительной работы коррозии. Мало того, такой корпус действует как термос, не давая морской воде охлаждать содержимое танков. А скорость коррозии увеличивается вдвое с повышением температуры на каждые семь градусов. В результате появились суда с чисто балластными танками, предназначенными только для заполнения водой в балластном переходе. Такие танкеры имеют и эксплуатационные преимущества : - уменьшение коррозии грузовых танков; - сокращение времени стоянки в порту (балласт может приниматься параллельно с операцией разгрузки); - отсутствие необходимости мыть танки (если нет перемены сорта груза)
Типовые миделевые сечения крупнотоннажных танкеров (закрашены балластные цистерны): а – однокорпусный, с двумя продольными переборками; б – с двойным бортом; в – с двойным дном; г, д – двухкорпусные; е – с промежуточной палубой и бортовыми балластными цистернами (проект)
Типичное расположение переборок и цистерн танкера коффердам
Мидель-шпангоут танкера типа «Владивосток» (DW = 15 тыс. т)
Мидель-шпангоут танкера «Победа» (DW = 65 тыс.т) с двойным дном и двойными бортами
Мидель-шпангоут двухкорпусного танкера с надпалубным набором
Типовые миделевые сечения продуктовозов и химовозов
Типовые миделевые сечения газовозов
Газовозы
Постройка танкера для СПГ (LNG) на верфи Кореи