Источник презентации:
Vessel Traffic Management and Information Services (VTMIS) systems Системы информационных служб управления судоходством Vessel Traffic Services (VTS) systems Системы управления движением судов (СУДС) River Information Services (RIS) systems Системы речных информационных служб Первые в мире системы управления движением судов (СУДС) появились в конце 40-х годов. За полвека своего развития СУДС или VTS (Vessel Traffic Services) прошли путь от обычных судовых РЛС, установленных на берегу, до сложнейших информационно-технических систем обеспечения безопасности мореплавания. Сейчас в мире действует свыше 500 СУДС. ЦЕЛИ СУДС: уменьшить время плавания или ожидания для судов избежать столкновений и посадок на мель уменьшить урон, наносимый судами избежать урона, наносимого судам погодой
Типы СУДС по назначению и районам действия: портовые, действующие на акваториях портов и на подходах к ним; речные ; прибрежные - в территориальных водах прибрежных государств, в международных проливах, в районах нефтедобычи на шельфе. По размерам района действия СУДС подразделяются на: локальные, обслуживающие ограниченные акватории, небольшие участки побережья или внутренних водных путей; региональные, образуемые посредством информационной интеграции и координации деятельности нескольких локальных СУДС.
Основные функции СУДС: "Способность взаимодействовать с судоходством и осуществлять ответные действия на судоходные ситуации" определена ИМО и МАМС как основная функция СУДС; организация и регулирование судоходства на акваториях портов, на подходах к ним, а также в стесненных водах, контроль за соблюдением правил и режимов плавания; обеспечение безопасности мореплавания в сложной навигационной, метеорологической и гидрологической обстановке; содействие работе портовых служб (лоцманских, буксирных, диспетчерских и т. д.), проведению поисково-спасательных операций и операций по борьбе с разливами нефтепродуктов; контроль за судоходством в прибрежных водах в интересах государства, информационное обеспечение пограничных и таможенных режимов.
Основные задачи, решаемые СУДС: получение информации о навигационной обстановке от различных сенсоров обобщение данных о целях и представление их в табличном виде и графически в сочетании с многослойными электронными картами оперативный контроль за движением судов планирование графика движения судов анализ навигационной ситуации и выдача сигнала тревоги и предупреждения в соответствии с задаваемыми оператором критериями предоставление вспомогательной навигационной и прочей информации цифровая запись данных всей навигационной ситуации для последующего воспроизведения
Типовая структура СУДС включает Центр управления движением судов (ЦУДС) и связанные с ним удаленные информационные посты, где располагаются различные источники информации о судоходной обстановке и средства связи. ЦУДС является местом, где обрабатывается и анализируется поступающая информация, где принимаются управляющие решения и откуда осуществляется взаимодействие с судами. Обработка информации в СУДС, как правило, полностью автоматизирована и выполняется компьютерами общего или специального назначения. В результате обработки информации формируется картина судоходной обстановки, отображаемая на ситуационных дисплеях. Источники информации СУДС РЛС АИС ССС ТВНЭКС Радиолокаци онные системы УКВ системы судовых сообщений Автоматические идентификационные системы Телевизионн ые системы Электронные картографические системы
Элементы СУДС
операторские дисплейные модули радиолокацииионные сенсоры (одиночные и дублированные с антенной) радиопеленгаторы (помогают определить расположение судна и идентифицировать его) транспондеры АИС (передают данные о судне и его грузе, пассажирском составе, маршруте плавания, времени прибытия и другую информацию) УКВ-радиостанции (позволяют вести переговоры с судами) телекамеры (позволяют визуально наблюдать суда в акватории порта) метеостанции (позволяют получать данные о погоде: температуре, влажности, силе ветра) радарные процессоры (преобразуют сигналы от радара в цифровой вид и производят их обработку и цели выделение) сервер базы данных (содержит БД по судам) сеть передачи данных (радиорелейные линии, модемы, радиомодемы и др.) модуль регистрации радиопереговоров (записывает и позволяет воспроизводить радиопереговоры синхронно с видеоинформацией)
Примеры технического оснащения СУДС Радио- локационные посты
СУДС в районе добывающей платформы
ЦУДС
СУДС Navi Habour компании Transas установлена в портах многих стран мира, включая Россию. К операторскому дисплейному модулю (ОДМ) подключается радар и ряд доп. устройств (необязательных - optional), например, телекамеры и датчики погодных условий. На каждом ОДМ отображается морская карта, собираются данные устройств, выводятся тревоги (предупреждения столкновений, сообщения об ошибках устройств и др.) и другая информация, имеющая отношение к безопасности движения.
Категории СУДС
Требования к базе данных СУДС БД СУДС должна обеспечивать ввод, обработку, хранение и вывод информации об обслуживаемых судах, месте их нахождения и перемещениях в районе действия СУДС. Информация в базе данных СУДС должна содержать следующие сведения: название, позывной, идентификатор морской подвижной радиослужбы (MMSI), IMO номер судна; флаг, судовладелец (оператор), агент судна; тип и основные размеры судна; порты (страны) отправления и назначения; даты и время входа в район действия СУДС и выхода из него; якорное место, грузовой терминал и номер причала; даты и время постановки на якорь или к причалу; осадка, вид и количество груза, наличие (количество) пассажиров при входе в район действия СУДС и при выходе из него; сведения о предыдущих посещениях судном района действия СУДС. В новых СУДС высшей и первой категории БД должны быть связаны со средствами обработки радиолокации. информации и аппаратурой АИС. В новых СУДС информация из БД предоставляется морским спасательным координационным центрам, государственным надзорным и контрольным органам в области судоходства.
Управляющими звеньями СУДС являются операторы, которые анализируют судоходную обстановку, оценивают и прогнозируют ее развитие. Операторы СУДС посредством ОВЧ (УКВ) радиосвязи передают для судов информацию, предупреждения, рекомендации и указания, обеспечивающие безопасное и эффективное судоходство в районе действия СУДС.
Пример системы видео мониторинга
СУДС порта Владивосток Охватывает не только акваторию порта Владивосток но и подходы к нему в центральной части Амурского залива и в западной части Уссурийского залива. ЦУДС на мысе Назимова РЛП - на о. Елены и на здании ДВГТУ. Радиосвязь лоцманов –операторов с судами осуществляется по 4 радиоканалам ОВЧ через приемопередатчики, установленные на г. Горсоветская в центральной части города, где расположена базовая станция района А1 ГМССБ. лоцманы-операторы ЦУДС
ЦСУДС на мысе Каменского РЛП – на м. Астафьева и на м. Поворотный. Контроль движения судов на подходах к заливу Находка в радиусе миль. Две станции морского района А2 ГМССБ. Информационная интеграция СУДС залива Находка и СУДС Владивосток формирует региональную СУДС залива Петра Великого. СУДС залива Находка
Зона обслуживания СУДС - до 40 миль ЦУДС + 2 операц. области = 3 технических области 1 позиция анализа инцидентов 3 резервных центральных сервера (по одному на каждую область) 2 Системных сервера управления (мониторинга) и контроля 34 интегрированных радарных места 15 CCTV камер 12 секторов управления, 1 место удаленного лоцманского управления судном СУДС порта Роттердам
Схема СУДС порта Роттердам