«Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы »
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст - Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности, - накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, - участие в преобразовании предметно – пространственной среды.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечить : -Реализацию различных образовательных областей; -В случае организации инклюзивного образования – необходимые условия для реализации; -Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; -Учет возрастных особенностей детей.
Центры развития активности дошкольников (пример «Книжное царство»): Центры развития активности детей в групповых помещениях Образовательная область Центры активности Интегративная направленность деятельности центра Познавательно-речевое направление развития детей Чтение художественной литературы Интегрируется с образовательными областями: Познание Социализация Музыка Здоровье - Центр «Книжное царство» Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания. Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала. Развитие интереса к художественной литературе. Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой. Воспитание эмоционального отношения к героям художественно- литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев. Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей. Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Моделирование предметно- пространственной среды в групповых помещениях: 1. Пространственное моделирование предметно-пространственной среды. 2. Временное моделирование предметно- пространственной среды. 3. Предметное моделирование предметно- пространственной среды.
Оборудование центров развития активности (пример образовательная область «Чтение художественной литературы»): Центры развития Оборудование центров Чтение художественной литературы Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей. Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану. Организация тематических выставок писателей и поэтов. Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам. Аудио – энциклопедий о природе. Подборка иллюстраций о профессиях взрослых, связанных с охраной природы (лесничий, егерь и т.д.) Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью. Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края. Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С. Маршак, В. Драгунский, Э. Успенский и др.). Книги, которые дети приносят из дома. «Толстые» книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени. Справочная и познавательная литература. 2 – 3 постоянно сменяемых детских журнала. Энциклопедии. Книжки-раскраски, книжки – самоделки. Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения).