Игра на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 Дмитриева Зиля Фатиховна
Задачи: 1.Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. 2.Рассказать о дидактических играх на уроках. 3.Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов. Цель данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
«...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы». Л. С. Выготский «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Ф.Шиллер
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Функции игры Познавательный интерес, активизация деятельности Развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей Коммуникативная Социализация, толерантность Межнациональная коммуникация Повышение самооценки
Условия использования игр на уроках: 1)Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока. 2)Доступность для учащихся данного возраста. 3)Умеренность в использовании игр на уроках.
Возможности использования игровых технологий: Ролевые игры на уроке 1)Ролевые игры на уроке (инсценирование); Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий 2)Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);урок - соревнование урок - путешествиеурок - КВН Игровая организация учебного процесса с использованием заданийИгровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке 3)Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);Игровая организация учебного процесса с использованием заданий Использование игры на определённом этапе урока 4)Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5)Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.Различные виды внеклассной работы
Список литературы 1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1999 г. 2. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г. 3. «Русский язык в школе», 2002 г., 4 4. «Русский язык в школе», 2001 г., 5 5. «Русский язык в школе», 2001 г., 3 6. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», Литература в школе. – Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, – 128с. – (Педагогика. Психология. Управление). 9. Скоркина Н.М. Литературные гостиные. (Тематические вечера для старшеклассников).- Волгоград: «Учитель – АСТ», – 96с. 10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, с.
Спасибо за внимание !