Технология «Педагогические мастерские» Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова» ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»
Технология «Педагогические мастерские» Создана во Франции в 20-х годах XX века. Создана во Франции в 20-х годах XX века. Авторы: Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Авторы: Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Сущность технологии Организация педагогом- мастером развивающего пространства, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению» или «открытию» знания Организация педагогом- мастером развивающего пространства, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению» или «открытию» знания
Принципы мастерской «все свободны» - в высказывании собственных мнений, в праве на собственный путь, в праве на ошибку; «все способны» - к творчеству, к развитию, к открытию; «все равны» - в своих находках и потерях, в победах и поражениях; ученик достоин такого же уважения и признания, как и учитель.
Равенство всех участников Право каждого на ошибку Принципы ведения мастерской Организация и перестройка пространства Безоценочная деятельность Свобода выбора Диалого вость Огранич ение участия мастера
Временной продолжительности процесса Для педагогов длительного действия я М. творческого письма М. по самопознанию М. построения знаний Состава участник ов Целей и способов деятельности Для учащихся Для педагогов и учащихся одноактные М. отношений и ценностных ориентаций Типы мастерских в зависимости от
Между участника -ми мастерской Внутренний диалог с самим собой Между ученым, художником, явлением культуры и учеником чередование индивидуальной групповой деятельности и работы в парах Глубокая оценка оценивание множества других точек зрения Целостная картина мира, истина Мастерская – путь к истине диалог (обмен мнениями) ОЦЕ- НИ- ВА- НИЕ СВО- ЕЙ ТОЧ- КИ ЗРЕ- НИЯ
Этапы Индукция Индукция Самоконструкция Самоконструкция Социоконструкция Социоконструкция Социализация Социализация Разрыв Разрыв Рефлексия Рефлексия
Этап индукции Организация проблемной ситуации, создание эмоционального настроя Организация проблемной ситуации, создание эмоционального настроя
Самоконструкция Индивидуальная работа по постановке вопросов, оценке ситуаций, Индивидуальная работа по постановке вопросов, оценке ситуаций, выдвижению гипотез, выдвижению гипотез, выполнению проектов, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений, решению задач и т.п. объяснению фактов и явлений, решению задач и т.п.
Социоконструкция Работа в парах, группах по выполнению задания мастера. Работа в парах, группах по выполнению задания мастера. (важно: представление своих мыслей и идей группе, специальное фиксирование альтернативных идей) (важно: представление своих мыслей и идей группе, специальное фиксирование альтернативных идей) Продукт – общий вариант решения, проект, рисунок, схема и т. д. Продукт – общий вариант решения, проект, рисунок, схема и т. д.
Социализация Общее обсуждение; рассмотрение различных гипотез, точек зрения Общее обсуждение; рассмотрение различных гипотез, точек зрения (может быть организовано на основе представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков) и ознакомление с ними всех участников мастерской) (может быть организовано на основе представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков) и ознакомление с ними всех участников мастерской)
Разрыв Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к познавательной напряженности и потребности в получении нового знания Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к познавательной напряженности и потребности в получении нового знания
Рефлексия Анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской Анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской Осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления Осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления Отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской Отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской
само конструкция социокострукция социализация реконструкция Рефлекси я рефлекс + Я Индуктор Алгоритм мастерской
Пример педагогической мастерской на уроке окружающего мира УМК «Гармония» Поглазова О.Т., 1 класс. Пример педагогической мастерской на уроке окружающего мира УМК «Гармония» Поглазова О.Т., 1 класс. Тема урока: «Формирование знаний о группе животных – пресмыкающиеся». Тема урока: «Формирование знаний о группе животных – пресмыкающиеся».
Этап первый - индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Этап первый - индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Какие группы животных вы уже знаете?
На этом этапе предлагается детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации) На этом этапе предлагается детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации)
В какую группу животных вы бы определили змею?
Почему? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) Задача нашего урока, узнать, в какую группу животных входит змея. Задача нашего урока, узнать, в какую группу животных входит змея.
Второй этап - само конструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Прошу записать все, что дети знают о познавательном объекте, его признаках. Второй этап - само конструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Прошу записать все, что дети знают о познавательном объекте, его признаках. Задание: напишите 2 слова, которые ассоциируются у вас с этим животным. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки). Записываю ассоциации детей (например: ядовитая, злая, ужасная, отойти, шипит, страшная, без ног, ползает, плавает). Задание: напишите 2 слова, которые ассоциируются у вас с этим животным. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки). Записываю ассоциации детей (например: ядовитая, злая, ужасная, отойти, шипит, страшная, без ног, ползает, плавает).
На пустом слайде фиксируются все эти ассоциации. На пустом слайде фиксируются все эти ассоциации.
Третий этап - социоконструкция - работа учащихся в парах. Третий этап - социоконструкция - работа учащихся в парах. "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". Работают в парах по заданию учителя, дописывают друг другу по 2 слова. "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". Работают в парах по заданию учителя, дописывают друг другу по 2 слова.
Этап четвертый - социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ). Организуется работа в группах: «Какие слова у вас получились? Выберите 3 самых главных». (на доске выписывается ряд слов). Этап четвертый - социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ). Организуется работа в группах: «Какие слова у вас получились? Выберите 3 самых главных». (на доске выписывается ряд слов). Дополнительное задание: используя слова на доске, продолжите предложение: «Змеи – это группа животных, которая…» Дополнительное задание: используя слова на доске, продолжите предложение: «Змеи – это группа животных, которая…»
Выбирают 3 самых главных слова. Выбирают 3 самых главных слова.
Пятый этап - афиширование – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. Организуют обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Представляются результаты работы групп. Задаются вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. Пятый этап - афиширование – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. Организуют обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Представляются результаты работы групп. Задаются вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.
Этап шестой - разрыв - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Этап шестой - разрыв - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Вопросы учителя: «Какие еще животные относятся к этой группе? Как называют эту группу животных ученые? Откуда можем узнать?» Вопросы учителя: «Какие еще животные относятся к этой группе? Как называют эту группу животных ученые? Откуда можем узнать?» Откройте учебники на с. 42, прочитайте и ответьте на вопросы учебника. Осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания. Откройте учебники на с. 42, прочитайте и ответьте на вопросы учебника. Осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания.
Вывод: это пресмыкающиеся
Седьмой этап – рефлексия.
Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц, значит, ящерицы – птицы Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц, значит, ящерицы – птицы * У млекопитающих 2 пары ног. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее * У млекопитающих 2 пары ног. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее * Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица – пресмыкающееся * Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица – пресмыкающееся Осуществляют рефлексию, выполняя задание. Тот, кто выбрал утверждение 3, получают O. Осуществляют рефлексию, выполняя задание. Тот, кто выбрал утверждение 3, получают O.
Последовательность этапов может меняться. Последовательность этапов может меняться. Мастерская гибкая форма учебных занятий. Она характеризуется большой вариативностью. Мастерская гибкая форма учебных занятий. Она характеризуется большой вариативностью. Важно соблюдать баланс в сочетании индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы. Важно соблюдать баланс в сочетании индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы.
Что мне нравится в мастерской? 21% 8% 31% 23% 17% работают все нет оценок процесс сотруд ничества творчество азарт поиска
Чем отличается Мастерская от обычного урока? 9. Ученик уходит с интересом, с информационным голодом. 9. С урока чаще всего ученик уходит безразличным. 8. Всеобъемлющий охват аудитории. 8. Работает лишь костяк класса. 7. Максимальный творческий акт. 7. Минимальный творческий акт. 6. Большая информативность с выходом за рамки одного предмета, выход на мировоззренческий уровень. 6. Урок в рамках одного предмета (иногда межпредметная связь). 5. Ученик об оценке не думает, он в процессе поиска ответа на вопрос, проблему. 5. Жесткая система оценивания. 4. Индуктивный метод получения информации. 4. Дедуктивный метод получения информации. 3. Равноправие. 3. Доминанта учителя. 2. Эффект новизны, неожиданности. 2. Устоявшаяся структура урока. 1. Приблизительно 2 часа минут. Характерные черты мастерской мастерской Характерные черты традиционного урока
Схема-структура мастерской: Настоящая мастерская всегда от этапа к этапу идет по принципу повышающегося интереса детей. Любая мастерская должна оставлять поле для самостоятельных поисков и размышлений.
Возможные затруднения мастера Увеличение объема информации из-за особенностей отобранного содержания (более интегрированного) и временных затрат на ее обработку учениками; Так как материалы ученику предлагаются для самостоятельной проработки, то все должно быть отпечатано и размножено в нужном количестве (бумага плюс множительная техника); Самостоятельный поиск учеников – это неспешное исследование маленького ученого, поэтому Мастерская требует длительного времени; Каждый раз надо продумать изменение учебного пространства для групповой, парной и фронтальной работы, перемещения учеников, размещения их работ во время афиширования.
Анализ принципов работы мастера Формулировать задания (а не вопросы). Организовывать диалоговое взаимодействияе детей (а не фронтальную работу). Высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности (а не навязывать свою точку зрения, не подчинять мнения детей своему пониманию). Создавать условия для обнаружения ошибок (а не исправлять их). Развивать понимание и принятие друг друга. Быть импровизатором, гибко реагировать на нюансы разворачивания мастерской, приглашая учеников к самостоятельному поиску и творчеству (а не подавлять, не «рулить»).
Мастерская предполагает отсутствие критики, безоценочность высказываний ее участников и, особенно, руководителя. Отметка рождает раба, ставит одного человека в зависимость от другого. Там, где рождается рабство, ни о каком равенстве говорить не приходится.