ФЕДОРОВА Ч.П. ОГБОУ СПО БПК ИМ.Д.БАНЗАРОВА Коррекционная педагогика
Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправление) это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.
Объект коррекционной педагогики – личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно- двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении,затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию.
По А.Д. Гонееву (1999) Объект коррекционной педагогики - дети, имеющие четыре «Д» т.е. дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (нарушедаптацию (нарушение приспособления) и проявляющие девиацию (отклонение в поведении).
По Г.В. Кумарину (2001) Объект коррекционной педагогики - ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой.
По Т.В. Вареновой (2003) Объект коррекционной педагогики - психические и физические нарушения, а не их носители.
Предмет коррекционной педагогики – теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с ОПФР, особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, образовании такого ребенка в целях его социальной адаптации и интеграции в общество.
Цель коррекционной педагогики: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; адаптация и реабилитация социальная и личностная. Задачи: 1) определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений, выявляет причины и условия их появления; 2) изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 3) выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии, этиологию психофизического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности лиц с ОПФР; 4) в соответствии со структурой нарушения определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного лица с ОПФР; 5) разрабатывает методы, приемы, средства и технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность; определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ОПФР; 7) определяет цели, задачи и направления деятельности, специальных коррекционно- развивающих учреждений; 8) создает необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно- педагогической работе с лицами с ОПФР.
Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: сурдопедагогика (от греч. surdus – глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos – слепой) – вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика (от греч. olygos – малый, phren – ум) – вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью); логопедия (от греч. logos – слово, paideia – воспитание, обучение) – вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Основные категории Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОПФР. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.
Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры сохранными, компенсаторными механизмами. Н-р, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, т.е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.
Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соединение) – в контексте коррекционной педагогики, это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.
Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas –восстановление пригодности к чему- либо, способности и socium – общество) – это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности.
Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Дезадаптация (от лат. de(s) – прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.