ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Ключевые слова язык программирования программа алфавит служебные слова типы данных структура программы оператор присваивания
Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами. Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. A, B, C, …, X Y, Z Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Специальные символы Специальные символы a, b, c,…, x, y, z 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические, препинания, скобки и другие
Алфавит языка В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы). : = Неделимые элементы Знак операции присваивания Знак операции присваивания Знаки больше или равно, меньше или равно Знаки больше или равно, меньше или равно Начало и конец комментария Начало и конец комментария > = и < = * и *
Словарь языка Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова and и array массив begin начало do выполнить else иначе for для if если of из
or или procedure процедура program программа repeat повторять then то to до (увеличивая до) until до (до тех пор, пока) var переменная while пока
Алфавит и словарь языка Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания. Правильные имена x velichina zzz polnaja_summa tri_plus_dva s25 _k1 a1b88qq oshibka Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой. Неправильные имена Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания. 2as - начинается с цифры Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
Простые типы данных Название Обозначение Допустимые значения Область памяти Целочисленный integer … байта со знаком Вещественный real (2.9 * …1.7* ) 6 байтов Символьный char Произвольный символ алфавита 1 байт Строковый string Последовательность символов длиной меньше байт на символ логический boolean True и False1 байт Типы величин
Общий вид программы program program ; const const ; var var ; begin begin ; … end end. Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Структура программы на языке Паскаль program Служебное слово program и имя программы Структура программы Заголовок программы Описание данных Описание действий const Описание констант( const ) и var описание переменных ( var ) begin Начинается словом begin и end заканчивается словом end с точкой
Раздел описания переменных va r i, j: integer x:reala:char Целый тип Вещественный тип Символьный тип Имена переменных
Оператор присваивания Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти. Общий вид оператора: Команда присваивания := :=
Оперативная память Выполнение оператора присваивания Процессор asb a:=10; b:=5; s:=a+b
Домашнее задание §4.1 3, 9 г
ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА И ВЫВОДА ДАННЫХ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ Дом. Работа 179 б, 180
Ключевые слова оператор вывода writer формат вывода оператор ввода read
Вывод данных Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора: rite write (,,..., ) список вывода Выражения - символьные, числовые, логические, в том числе переменные и константы Пример: write ( 's=', s ). Для s=15 на экране будет: s=15. Информация в кавычках выводится на экран без изменений
Варианты организации вывода Вариант организации вывода Оператор вывода Результат Без разделителей write (1, 20, 300) Добавить разделители – запятые write (1,,, 20,,, 300) 1, 20, 300 Добавить разделители – пробелы write (1,, 2,, 3)
Задача 1. Напишите программу, которая печатает ваше имя в рамочке из звездочек. Пример: ********* *Слава* *********
Практическая работа