РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА ЧИКШИНО-2012
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ЧИКШИНО» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ТЕМА: «РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ» УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА 2012
ЭПИГРАФ урока: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К.Паустовский http://aida.ucoz.ru
Тип урока: http://aida.ucoz.ru4 Обобщающее повторение по теме.
Цели урока: http://aida.ucoz.ru5 1)обобщить знания по теме «Бессоюзное сложное предложение (БСП)», 2) выяснить свойства БСП в художественном тексте, 3) формировать навыки и умения определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, 4) ОТРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ГИА-2012.
Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. –Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова http://aida.ucoz.ru6 Интересно, своеобразно, Подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. Я теперь учёная!
Перед вами отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики». Найдите БСП, подчеркните в них основы. Песчаная дорога перешла косогор; стрельчатые молодые елки аспидно-синими пальцами своими полезли в коляску, пошли хвататься за колеса и царапать лошадей. В темной тишине глубокого бора истомно нависла сладкая жара; сосны раздышались смолистой ленью. Высоко вверху белые легкие облачка вольготно несутся по синему небу. Хорошо им там расплываться и таять в холодных седых просторах: век не знают ни усталости, ни жары; а тут четверка вороных в кровь избилась; фыркают кони и отмахиваются плетеными хвостами от гудящих оводов http://aida.ucoz.ru7
Словарик АСПИД– род ядовитой змеи АСПИДНЫЙ – черный цвет слоистого минерала http://aida.ucoz.ru8
– Какова тема отрывка? – На сколько частей можно разделить текст? Объясните, почему? Поездка в знойный летний день. 1-я – глубокий бор, жара; 2-я – легкие облачка в небесной дали; 3-я – страдание лошадей от жары http://aida.ucoz.ru9 На 3 части:
– Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на три части? Прием контраста 1, 3 и 2 частей. В 1 и 3 – елки мешают проезду коляски, царапают лошадей; нависла сладкая жара, природа лениво дремлет; во 2 же части – белые легкие облачка вольготно несутся в обгон, тают в холодных просторах, не знают ни усталости, ни жары. То есть контраст поддерживается лексическим и морфологическим уровнями http://aida.ucoz.ru10
Словарная работа Контрас т НЫЙ контрас т Противоположность Противопоставление Противоположный http://aida.ucoz.ru11
– Почему употребляются БСП? http://aida.ucoz.ru12 Употребление БСП связано с темой художественного текста: 1. Однотонная перечислительная интонация, употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору, 2. показывают страдания измученных лошадей; 3. в то же время в БСП передается и состояние природы, которая находится в покое, статике, дремоте, истоме.
Лингвистический эксперимент http://aida.ucoz.ru13 – Измените текст таким образом, чтобы части БСП стали самостоятельными простыми предложениями. Что получилось? В тексте вместо трех развернутых БСП появилось восемь простых предложений. Текст прочитывается легко, со множеством пауз, Исчезла интонация монотонности, перечисления, утратилось ощущение медленного движения 3 8
Каков вывод? – Мы узнали, что бессоюзная связь в данном тексте – удачное средство описания поездки в летнюю жару, способную замедлять движение. БСП помогают созданию цельной картины состояния природы из отдельных деталей http://aida.ucoz.ru14
Беседа. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. – Подумайте, чем отличается следующий отрывок из рассказа И.Тургенева «Бирюк» от ранее рассмотренного. Подчеркните грамматические основы http://aida.ucoz.ru15
Тема отрывка ? (Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамичная, с быстро сменяющими друг друга действиями.) – Что способствует созданию динамичности? http://aida.ucoz.ru16 1. Шишкин и.и. Перед грозой. 2. Васильев Ф.А. Перед дождём.
http://aida.ucoz.ru17 Употребление бессоюзных сложных предложений, содержащих ряд глаголов со значением начала действия»: загудел, забушевали, застучали, зашлепали, сверкнула + наречия: внезапно, резко. Все эти средства – и лексические, и синтаксические – передают усиление, напряженность, динамику действий. Однородные члены предложения?
– Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением между частями? Сложносочиненным предложениям http://aida.ucoz.ru18 С С П
Лингвистический эксперимент. Измененный текст: Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния... – Замените бессоюзную связь союзной http://aida.ucoz.ru19 исчезли динамичность, напряженность Что изменилось?
Вывод эксперимента: Увидели преимущества бессоюзной связи перед синонимичной союзной. С помощью бессоюзных предложений создается динамичная, напряженная картина. Динамичная подвижная- живая- манёвренная http://aida.ucoz.ru20
– Чем интересно предложение из повести Н.Гоголя «Невский проспект»? На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых мундирах http://aida.ucoz.ru21 Предложение необычное, неожиданное сопоставление рождает иронию, смех. в чём необычность?
Объясните, как «работает» двоеточие при бессоюзной связи, помогая создать столь необычное сопоставление. Уже в первой части БСП отметим неожиданное употребление наречия, потому что весна вдруг не наступает. Это вызывает иронию. Сопоставление : вторая часть БСП раскрывает содержание первой. Сопоставление выражается метафорой и порождает авторскую иронию: http://aida.ucoz.ru22 вдруг Невский проспект весной покрывается не зелеными листьями, а... зелеными вицмундирами, точнее, чиновниками.
Лингвистический эксперимент. – Следующие отрывки из романа М.Лермонтова очень важны для нашей работы. Анализируя в них БСП, мы попытаемся открыть еще несколько свойств этих сложных синтаксических конструкций в художественной речи. Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле. – Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по- татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня http://aida.ucoz.ru23
Словарик ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира, ресторана на Кавказе и на Ближнем Востоке. – Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употребленные в этом отрывке? http://aida.ucoz.ru24 сп
– Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Что для этого нужно сделать? http://aida.ucoz.ru25 Подставить соответствующие союзы причины. Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски...
– Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему? – Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными СПП писал еще М.Ломоносов : « Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше » http://aida.ucoz.ru26 придают речи Печорина живой, непринужденный характер.)
В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых соединены определенной интонацией, переданной на письме с помощью тире. Каковы смысловые отношения между частями этих предложений? – Да! такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать. И тогда в груди моей родилось отчаяние
Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями речь героя становится экспрессивной, выразительной. Таким образом, анализируя отрывок «Дневника Печорина», а именно – его синтаксическую структуру, мы обращали внимание на употребление БСП, которые дают возможность сделать речь героя лаконичной, эмоциональной.
Заключение. Сегодня на уроке в мы видели, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями. Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений? Живой, непринужденный характер речи героя («Журнал Печорина»); динамичность действия («Бирюк» И.Тургенева), создание цельной картины из отдельных деталей (отрывок повести Б.Садовского «Лебединые клики»).) http://aida.ucoz.ru29
– Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при создании своих произведений http://aida.ucoz.ru30
Домашнее задание: http://aida.ucoz.ru31 Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?» Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Пушкин «Евгений Онегин»
http://aida.ucoz.ru32 Спасибо за работу на уроке!!!
http://aida.ucoz.ru33 Использованная литература: 1. Учебник « 9 класс: « Русский язык ». УМК под редакцией М.Т. Баранова- авторов С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко М., « Просвещение », 2011 г. 2. Русский язык. 9 класс: Поурочные планы (по учебнику Бархударова С. Г. И др.). М., « Просвещение », 2008 г. 3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. – ООО « Кирилл и Мефодий », Тексты художественных произведений.