Сущность и направленность нововведений в педагогической системе Автор к.п.н., доцент Л.В. Лялина
Инновации – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований
Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
Основные категории педагогики В Воспитание как педагогическое явление Ф Формирование личности О Образование бучение С Самовоспитание самообразование Ц Целостный педагогический процесс (ЦПП) П Педагогическое взаимодействие принципы и закономерности ЦПП С Содержание, формы, методы и средства ЦПП П Педагогические технологии
Структура педагогики Педагогические теории Педагогические теории Педагогические системы Педагогические системы Педагогические технологии Педагогические технологии Источники педагогики Теоретические разработки и исследования Теоретические разработки и исследования Педагогическая практика и опыт Педагогическая практика и опыт
Сущность учебного процесса Учебный процесс ЕДИНСТВО познания социальных отношений общения Цель РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ образования развития воспитания УЧАЩИХСЯ
Этапы освоения новшества Этап Результат Ознакомление Знание о новшествах Появление интереса Поиск дополнительной информации Оценка и решение об апробации Поиск необходимой для апробации информации Апробация Решение использовать новшества или отказ от него Принятие окончательного решения Активное и целенаправленное внедрение новшества
Стандарт и его сопровождение мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, пед образование, … педагогические технологи и педагогические технологи и учебные модули, порталы
Структура педагогической системы Цель Педагог Содержание Методы формы Средства Обучаемые Результат Управление Технология Совпадение
Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе Педагогическая система в целом Учебные заведения Педагогическая теория Учитель Обучаемые Педагогическая технология Содержание Формы, методы, средства Управление Цели и результаты
Структура педагогической системы Цель Педагог Содержание Методы формы Средства Обучаемые Результат Управление Технология Совпадение
Инновационные учебные заведения Учебные заведения не инновационные инновационные Вид Преимущество государственно ориентированные Личностно и общественно ориентированные Ппринципы Идеологически трансформированные Научные, объективные Характер Воспроизводящий, нетворческий Творческий, продуктивный
Учебные заведения не инновационные инновационные Цель Усвоение предметно- дисциплинарных знаний Развитие личности. Предупреждение тупиков развития Содержание Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями Ценности (отношения, убеждения, мотивы деятельности). Интегрированные курсы Стиль Авторитарно- репрессивный Демократический, поощряющий
Учебные заведения не инновационные инновационные Организация Традиционная, тяготеющая к администрированию и подавлению Основанная на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности Учащийся Объект воздействия. Цели деятельности задаются учителем Источник собственного развития. Субъект деятельности Учитель Служащий. Транслятор знаний. Закрытый для учащихся. Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся.
Учебные заведения не инновационные инновационные Контроль Внешний, операционный Внутренний, целостный Последствия Отчуждение от учебных ценностей, школы, учителей. Враждебность, соперничество Любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонимание, уверенность
Учебные заведения не инновационные инновационные Результаты Безынициативная, «нафаршированная» отрывками знаний, малоактивная, малоприспособленная к жизни личность Активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность
Система способов оптимизации Комплексиро- вание задач Система способов оптимизации Конкретизация задач Генерализация содержания Координация содержания Выбор варианта, методов, форм, средств Выбор темпа Дифференци- ация обучения Выбор структуры Обеспечение условий
Главные пути совершенствования педагогической системы : Интенсивный путь предусматривает предусматривает развитие развитие педагогической системы за счет внутренних резервов внутренних резервов Экстенсивный путь основывается на основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций ) – новых средств, новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т.д
Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе: П Педагогическая система в целом У Учебные заведения П Педагогическая теория У Учитель О Обучаемые П Педагогическая технология С Содержание Ф Формы, методы и средства У Управление Ц Цели и результаты
Уровни современного процесса нововведений 1. Низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок 2. Средний – изменение форм, не затрагивающее сущностей. 3. Высокий – изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.
Спасибо за внимание!