Доклад : « Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » Черняев И.М. –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Advertisements

Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики. Курс будет изучаться в 4 классе с 1 сентября 2012 года в объёме 1 часа в неделю. "Основы религиозных культур.
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРКСЭ Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
«Основы религиозных культур и светской этики». с 4 апреля 2012 года.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Ефименко М.Н., д.ф.н., профессор,
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ». Введение ОРКСЭ С учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Транксрипт:

Доклад : « Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » Черняев И.М. – зам. директора по УВР МОБУ «Уранская СОШ»

Цель курса формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России у уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса Развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, понимание их значения в жизни современного общества. Актуализация проблемы совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Укрепление доверительного общения между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.

Задачи курса приобщение младших подростков к традиционным морально - нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам ; развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества ; формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основан ­ ное на отечественных культурных традициях ;

формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России; укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования; смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Основная педагогическая задача - сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек" (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" // Педагогика. М., 2009, 9, СС ).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КУРСА

Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основы культурологического подхода : Основы культурологического подхода : - направлен на формирование культурологической компетентности учащихся ; - отсутствие позиции катехизации ( индоктринации ); - отсутствие доминирующих позиций какой - либо традиции перед другими ; - воспитательный характер ; - минимизация конфликтных факторов ; - направлен на формирование поликультурной компетентности

Принцип поликультурности Курс отражает культурную социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира

Принцип толерантности ?! Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Декларация принципов толерантности Конференция юнеско ( Ст. 1 ( пп.1,2)

Курс « Основы религиозных культур и светской этики » включает в себя модули : Основы православной культуры ; Основы исламской культуры ; Основы буддийской культуры ; Основы иудейской культуры ; Основы мировых религиозных культур ; Основы светской этики.

СТРУКТУРА КУРСА « ОРК и СЭ » 2 ч. в неделю (34 ч.) 4 класс, четвертая четверть (17 часов ) Блок 1 ( общий для всех модулей ). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час ) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов ) 5 класс, первая четверть (17 часов ) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов ) Блок 4 ( общий для всех модулей ). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов )

Тематическое планирование курса « Основы православной культуры » I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина -1 ч. II. Основы православной культуры - 28 ч. 2. Ведение в православную духовную традицию. Культура и религия -1 ч. 3. Человек и Бог в православии - 1 ч. 4. Православная молитва - 1 ч. 5. Библия и Евангелие - 1 ч. 6. Проповедь Христа - 1 ч. 7. Христос и его крест - 1 ч. 8. Пасха - 1 ч. 9. Православное учение о человеке - 1 ч. 10. Совесть и раскаяние - 1 ч. 11. Заповеди - 1 ч. 12. Милосердие и сострадание - 1 ч. 13. Золотое правило этики - 1 ч. 14. Храм - 1 ч. 15. Икона -1 ч.

16. Творческие работы учащихся - 1 ч. 17. Подведение итогов -1 ч. 18. Как христианство пришло на Русь - 1 ч. 19. Подвиг -1 ч. 20. Заповеди блаженств -1 ч. 21. Зачем творить добро ?- 1 ч. 22. Чудо в жизни христианина – 1 ч. 23. Православие о Божием суде - 1 ч. 24. Таинство причастия - 1 ч. 25. Монастырь -1 ч. 26. Отношение христианина к природе - 1 ч. 27. Христианская семья – 1 ч. 28. Защита Отечества - 1 ч. 29. Христианин в труде - 1 ч.

III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34

Основы исламской культуры

Тематическое планирование модуля « Основы исламской культуры » I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина -1 ч. II. Основы исламской культуры -28 ч. 2. Колыбель ислама -1 ч. 3. Пророк Мухаммад – основатель ислама – 1 ч. 4. Начало пророчества – 1 ч. 5. Чудесное путешествие пророка -1 ч. 6. Хиджра – 1 ч. 7. Коран и Сунна -1 ч. 8. Вера в Аллаха – 1 ч. 9. Божественные Писания. Посланники Бога – 1 ч. 10. Вера в Судный день – 1 ч. 11. Обязанности мусульман – 1 ч. 12. Поклонение Аллаху -1 ч. 13. Пост в месяц рамадан – 1 ч. 14. Пожертвование во имя Всевышнего – 1 ч. 15. Паломничество в Мекку – 1 ч. 16 – 17. Творческие работы учащихся – 2 ч.

18. История ислама в России -1 ч. 19. Нравственные ценности ислама -1 ч. 20. Сотворение добра – 1 ч. 21. Дружба и взаимопомощь – 1 ч. 22. Семья в исламе – 1 ч. 23. Родители и дети – 1 ч. 24. Отношение к старшим – 1 ч. 25. Традиции гостеприимства – 1 ч. 26. Ценность и польза образования – 1 ч. 27. Ислам и наука – 1 ч. 28. Искусство ислама – 1 ч. 29. Праздники мусульман – 1 ч.

III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34

Основы буддийской культуры

Тематическое планирование курса « Основы буддистской культуры » I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина – 1 ч. II. Основы буддийской культуры – 28 ч. 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия Будда и его Учение Буддийский священный канон « Трипитака » - 2 ч Буддийская картина мира - 2 ч. 9. Добро и зло.-1 ч. 10. Ненасилие и доброта – 1 ч. 11. Любовь к человеку и ценность жизни – 1 ч. 12. Сострадание и Милосердие – 1 ч. 13. Отношение к природе – 1 ч. 14. Буддийские учители – 1 ч. 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности – 1 ч. 16. Творческие работы учащихся – 1 ч. 17. Обобщающий урок – 1 ч. 18. Буддизм в России Путь духовного совершенствования – 1 ч Буддийское учение о добродетелях – 2 ч. 22. Буддийские символы – 1 ч.

23. Буддийские ритуалы и обряды – 1 ч. 24. Буддийские святыни – 1 ч. 25. Буддийские священные сооружения – 1 ч. 26. Буддийский храм – 1 ч. 27. Буддийский календарь – 1 ч. 28. Буддийские праздники – 1 ч. 29. Искусство в буддийской культуре – 1 ч.

III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34

Основы иудейской культуры

Тематическое планирование курса « Основы иудейской культуры » I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина – 1 ч. II. Основы иудейской культуры – 28 ч. 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия – 1 ч. 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. « Золотое правило Гилеля » - 1 ч. 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма – 1 ч. 5. Патриархи еврейского народа – 1 ч. 6. Евреи в Египте : от Йосефа до Моше – 1 ч. 7. Исход из Египта – 1 ч. 8. Дарование Торы на горе Синай – 1 ч Пророки и праведники в иудейской культуре – 2 ч. 11. Храм в жизни иудеев - 1 ч. 12. Назначение синагоги и её устройство – 1 ч. 13. Суббота ( Шабат ) в иудейской традиции. Субботний ритуал – 1 ч. 14. Молитвы и благословения в иудаизме – 1 ч. 15. Добро и зло – 1 ч Творческие работы учащихся – 2 ч.

18. Иудаизм в истории России - 1 ч Основные принципы иудаизма – 2 ч. 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь – 1 ч. 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев – 1 ч. 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей – 1 ч. 24. Еврейский дом – еврейский мир : знакомство с историй и традицией – 1 ч. 25. Еврейский календарь – 1 ч Еврейские праздники : их история и традиции – 2 ч. 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа – 1 ч. 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции – 1 ч.

III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34

Основы мировых религиозных культур

Тематическое планирование курса « Основы мировых религиозных культур » I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина – 1 ч. II. Основы мировых религиозных культур - 28 ч Культура и религия - 2 ч Возникновение религий. Религии мира и их основатели – 2 ч Священные книги религий мира - 2 ч. 8. Хранители предания в религиях мира – 1 ч Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния - 2 ч. 11. Человек в религиозных традициях мира – 1 ч Священные сооружения – 2 ч Искусство в религиозной культуре – 2 ч Творческие работы учащихся – 2 ч История религий в России – 2 ч Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды – 2 ч. 22. Паломничества и святыни -1 ч Праздники и календари – 2 ч Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира – 2 ч. 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь – 1 ч. 28. Семья – 1 ч. 29. Долг, свобода, ответственность, труд – 1 ч.

III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34

Основы светской этики

Тематическое планирование курса « Светская этика » I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина. – 1 ч. II. Основы светской этики – 28 ч. 2. Что такое светская этика ? -1 ч. 3. Культура и мораль – 1 ч. 4. Особенности морали - 1 ч Добро и зло – 2 ч Добродетель и порок – 2 ч. 9. Свобода и моральный выбор человека – 1 ч. 10. Свобода и ответственность – Моральный долг – 1 ч. 12. Справедливость – 1 ч. 13. Альтруизм и эгоизм – 1 ч. 14. Дружба – 1 ч. 15. Что значит быть моральным ? – 1 ч Творческие работы учащихся. Обобщающий урок. – 2 ч.

18. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества – 1 ч. 19. Нравственный поступок – 1 ч. 20. Золотое правило нравственности – 1 ч. 21. Стыд, вина и извинение – 1 ч. 22. Честь и достоинство – 1 ч. 23. Совесть – 1 ч Нравственные идеалы – 2 ч. 26. Образцы нравственности в культуре Отечества – 1 ч. 27. Этикет – 1 ч. 28. Семейные праздники – 1 ч. 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34

Материально - техническое обеспечение курса ОРКиСЭ

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательн ых учреждений / А.В.Кураев. - М.: Просвещение, – 95 с.: ил.

Латышина Д.И. Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательн ых учреждений / Латышина Д.И. Муртазин М.Ф. - М.: Просвещение, – 80 с.: ил.

Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательн ых учреждений / Чимитдоржиев В.Л. - М.: Просвещение, – 80 с.: ил.

Членов М.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательн ых учреждений / Членов М.А. - М.: Просвещение, – 95 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательн ых учреждений / А..Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. - М.: Просвещение, – 95 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовател ьных учреждений. - М.: Просвещение, – 63 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразова- тельных учреждений 4-5 классы. М.: Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для образовательных учреждений / под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение,2010. – 239 с.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. / А.Я.данилюк. – М.:Просвещение. – – 32 с.