Тема: Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников Плюгина Наталья Семёновна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Волоконовка»
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский
Ведущая идея опыта: Одним из средств эффективности учебно-воспитательного процесса является изучение и внедрение в практику игровых технологий. Игровые технологии как одна из составляющих инновационных технологий делают деятельность детей интересной, творческой. Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают урок более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности, который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность. Одним из средств эффективности учебно-воспитательного процесса является изучение и внедрение в практику игровых технологий. Игровые технологии как одна из составляющих инновационных технологий делают деятельность детей интересной, творческой. Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают урок более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности, который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность.
Цель работы: Способствовать внедрению игровых технологий на уроках русского языка в учебно-воспитательный процесс как одного из средств развития познавательной активности школьников и создания условий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Способствовать внедрению игровых технологий на уроках русского языка в учебно-воспитательный процесс как одного из средств развития познавательной активности школьников и создания условий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Задачи создания опыта: Изучить особенности игровых технологий; Изучить особенности игровых технологий; Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий; Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий; Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно- воспитательном процессе; Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно- воспитательном процессе; Выявить эффективность результативности игровых технологий Выявить эффективность результативности игровых технологий
Использование игровой деятельности: В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Как технологии внеклассной работы. Как технологии внеклассной работы.
Классификация педагогических игр: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По характеру педагогического процесса: По характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Виды игр на уроках русского языка Учебные Учебные Комбинаторные Комбинаторные Аналитические Аналитические Ассоциативные Ассоциативные Контекстные Контекстные Творческие задания Творческие задания
Условия создания игровых технологий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.
Виды уроков и использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Требования к созданию игр: 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр: 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Результативность опыта с 2006 по 2009 учебные годы: