Дифференцированное обучение младших школьников – ключ к сохранению индивидуальности ребёнка Романенко Светлана Николаевна Учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Малотроицкое»
Цели работы: 1)Доказать, что дифференцированное обучение младших школьников – ключ к сохранению индивидуальности ребёнка 2) Показать, как при помощи дифференцированного обучения уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы; 3) Выяснить, как при помощи дифференцированного обучения решается проблема неуспеваемости, улучшается ли в классе психологический климат; становится ли реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
Схема структурного анализа класса 1 группа - ученики с высокими учебными способностями: а) высокий уровень развития и высокая работоспособность б) средний уровень развития и высокая работоспособность в) высокий уровень развития и средняя работоспособность 1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2 группа учащиеся со средними способностями: а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность б) низкий уровень развития и высокая работоспособность в) низкий уровень развития и средняя работоспособность Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем или после разъяснения сильными учащимися
3 группа учащиеся с низкими учебными способностями: а) высокий уровень развития и низкая работоспособность б) средний уровень развития и низкая работоспособность в) низкий уровень развития и низкая работоспособность Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке. В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься после уроков.
Работа с сильными учениками 1)составление текстов диктантов, контрольных работ; 2)составление карточек-заданий по изученному материалу; 3)составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4)работа с дополнительным материалом; 5)проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки; 6) выполнение обязанностей консультанта при групповой работе; 7) работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
Дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий: -учитель хорошо знает школьника, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны; -ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания; -в классе есть коллектив; -свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.
При планировании урока Во-первых, определяется система знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбираются тексты упражнений, задания, определяются способы их выполнения. В-третьих, выделяются наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся. В-четвертых, продумываются пути взаимодействия групп, рациональные приемы проверки результатов.
. Дифференциацию учебных заданий можно провести -по уровню творчества, -трудности, -объёму, -степени самостоятельности, -характеру помощи учащимся, - форме учебных действий.
Резервы домашней работы учащихся в системе дифференцированного обучения -органическая связь с классной работой, на основе которой происходит глубокое и прочное усвоение языкового материала, -формирование умения и навыки, -опыт творческой деятельности -эмоционально-ценностное отношение к учебному предмету и труду.
Дифференцированный подход приносит положительные результаты: - уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы; - решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; -в классе улучшается психологический климат; -становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.