Мастер - класс Алехиной Светланы Петровны учителя русского языка и литературы МОУ « Средняя общеобразовательная школа 4 п. Чернянка Белгородской области»
Дивишься драгоценности нашего языка : что ни звук, что ни слово, то подарок Н. Гоголь Дивишься драгоценности нашего языка : что ни звук, что ни слово, то подарок Н. Гоголь
Тема: Обучение учащихся поиску и анализу языковых средств текста с целью подготовки к ЕГЭ
I. Презентация педагогического опыта
1. Актуальность опыта определяется а)целями государственных стандартов образования: развитием эмоционального восприятия художественного текста развитием образного и аналитического мышления речевой и мыслительной деятельности устной и письменной речи б) содержанием заданий ЕГЭ ( части В)
Краткая характеристика учащихся класса Учащиеся 11 класса Уровень развития – средний Умеют хорошо Недостатки Теоретически подготовлены Определять языковые средства Решать задания по аналогии Недостаточно высокий уровень мышления Низкий уровень устной и письменной речи Слабые результаты аттестации
Основные идеи технологии От простого – к сложному От слова – к тексту От поиска – к анализу
Результативность Результативность
Основные достижения в работе Развитие навыков устной и письменной речи ; Повышение интереса к предмету.
Проблема Трудоемкость опыта
Перспективы в работе 1. Создание банка данных заданий части В 2. Создание алгоритма работы с частью С
II.Представление системы учебных занятий Этапы учебных занятий 1. Подготовительный а)Повторение видов языковых средств б )Выполнение задание по аналогии в )Самопроверка 2. Работа с текстом а) Тестирование б ) Самопроверка 3. Закрепление. а ) Работа с рецензией. б ) Самопроверка в ) Домашнее задание
Приемы работы Приемы работы Прием поиска языковых средств Прием анализа языковых средств Прием самопроверки Работа с рецензией Тестирование Выполнение заданий по аналогии
III. Имитационная игра
1. Повторение видов языковых средств
Эпитеты - слова, определяющие предмет или действие и подчеркивающие в них какое - либо характерное качество, свойство Эпитеты - слова, определяющие предмет или действие и подчеркивающие в них какое - либо характерное качество, свойство А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М. Горький)
Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. (М. Лермонтов)
Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами слов, для усиления выразительности речи Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. ( Н. Гоголь )
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Утешится безмолвная печаль. ( А. Пушкин )
Выполнение заданий по аналогии Выполнение заданий по аналогии Найдите в данных предложениях языковые средства 1. Здесь даже камни плачут, цветы говорят: « Прощай!» (С.Есенин) 2. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь ( С.Есенин) 3. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал, Щадят победителя годы… (А.Пушкин) 4. Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.Толстой)
Самопроверка 1. Олицетворение 2.Эпитеты, олицетворение 3. Многосоюзие 4.Анафора
2. Работа с текстом Приложение 1
Анализ текста Какой теме посвящено выступление? Сформулируйте основную мысль текста Определите стиль речи Назовите основную стилевую черту, ярко выраженную в тексте Подумайте над тем, как достигается экспрессивность речи Определите роль повторов Для чего в тексте используются эпитеты?
Цель : проверить восприятие текста учащимися. Тестовый контроль Приложение 2
Самопроверка
Цель : закрепление навыков работы с текстом, продолжить работу по поиску и анализу языковых средств. 3. Закрепление. Работа с рецензией Приложение 3 Приложение 3
Самопроверка 1, 10, 8, 4, 5
Домашнее задание Составить речь в защиту русского языка, используя средства выразительности.
Моделирование Моделирование Задания по группам : 1. Найти языковые средства 2. Составить рецензию на текст 3. Составить тест по данному тексту Участникам мастер - класса предлагается текст Приложение 4 Приложение 4
Рефлексия Рефлексия Считаю данную технологию … Сегодня мне понравилось … Хотелось бы …