Реализация межпредметных связей на основе проведения элективных курсов Идиятуллина Гульшат Карибулловна Учитель физики Черемшанской средней школы
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. В целом - они являются одним из инструментов, нацелённых на социализацию выпускника; в частности – в рамках предпрофильной подготовки обеспечивают формирование ключевых компетенций школьников. Одним из путей повышения эффективности реализации межпредметных связей представляется разработка элективных курсов «Ты и физика», позволяющая реализовать взаимосвязь между такими учебными предметами, как физика, химия, биология, экология и медицина.
Курс преследует несколько целей: Создание ориентационной и мотивационной основ для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения Демонстрация учащимся универсального характера знаний, получаемых в курсе физики, и их практическое применение при изучении процессов жизнедеятельности человека, животных и растений Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся
В процессе подбора материала для элективного курса учитываются два аспекта: Координирование в изучении и использовании понятий между элективным и обязательными курсами Согласование между элективными и обязательными курсами, выражающееся в отборе материала электива, базирующегося на знаниях, полученных учащимися при изучении основных курсов
Содержательная сторона межпредметных связей физики и естественнонаучных дисциплин в элективном курсе «Ты и физика» Тема курса Законы сохранения. Мощность и работоспособность человека Вопросы межпредметного содержания Физика: закон сохранения энергии, механическая работа, мощность Биология: энергозатраты человека, мощность и физическая работоспособность человека, работа мышц, кровоснабжение при физических нагрузках Химия: влияние физических нагрузок на химический состав крови Экология : экологически чистые источники энергии (энергия ветра и воды)
Вывод: Предложенный элективный курс позволяет повысить эффективность формирования системы естественнонаучных знаний за счёт реализации межпредметных связей дисциплин естественно- математического цикла и способствовать формированию у школьников целостной естественнонаучной картины мира.