Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом(речью), музыкой и движением. Цель логоритмики- преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики: -оздоровительные (укрепление костно- мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики); -образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений); -воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность); -коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).
Логоритмика является составным звеном лечебной ритмики. Появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками, потом при коррекции афазии. В 60- е годы Г. А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.
Задачи логоритмики при дизартрии: -подавить патологические двигательные реакции; -улучшить координацию движений; -улучшить общую двигательную активность; -содействовать развитию психических функций(внимания, памяти, мышления); -содействовать нормализации речевой функции; -выровнять поведенческие реакции.
Коррекция дизартрии проходит комплексно Наиболее значима в этом комплексе лечебная физкультура. На совместных занятиях логопеда и музыкального руководителя при использовании логоритмики детям предлагаются общеукрепляющие и обще оздоравливающие упражнения, специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений, отдельные приёмы артикуляционной гимнастики и общепринятые артикуляционные упражнения.
При использовании данной технологии можно выделить три периода. 1. Воспитание статики движений, развитие общих движений рук, ног, туловища,мелкой моторики, мимических мышц лица,внимания и памяти(слуховой и зрительной).Используются безречевые дидактические игры, пассивная(для детей с ДЦП) гимнастика, слушание музыки, пропивание отдельных гласных.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата, общедидактических навыков. Используются упражнения для конечностей, тела, артикуляционная гимнастика,, упражнения для развития слухо - произносительной дифференциации контрастных звуков. 3. Закрепление речевых навыков. в том числе и автоматизация звуков, двигательных способностей, коллективных взаимоотношений. Используются игры с пением, инсценировки..
Библиография: 1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности –Логопедия; – Коррекционная педагогика и специальная психология(дошкольная).- СПб.:»Петербург –XXI«, Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией ( Методические разработки к проведению коррекционных занятий).-СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма», Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. -СПб.:»ДЕТСТВО- ПРЕСС», Лопухина И.С. Логопедия- ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. -СПб.:» Дельта», Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. -СПб.:»Корона- принт», Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА», Макарова Н. Ш, Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», Алябнева Е.А, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. М.:»ТС СФЕРА», Таран Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ.СПБ.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», Гавришева Л. Б., Нищева Н.В.Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.М.:»ТС СФЕРА»2007