Нарушение письма и чтения у младших школьников Автор: Македонская Н.П., учитель-логопед МБОУ СОШ 42
Дисграфия это специфическое расстройство письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера. «Дис» - плохо, «графо» - письмо. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. «Дис» - плохо, «лексис» - речь.
Причины дисграфии и дислексии минимальные мазговые дисфункции (ММД); наследственнный фактор; степень сформированности всех сторон речи двуязычие в семье; нарушение пространственнного и временного восприятия;
Особое внимание: 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он – переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Специфические ошибки при письме
дб, ао, иу, тп, У-Ч, К-Н «судака» - собака «панк» - танк «звуки» - звуки Специфические ошибки при письме Смешение букв по оптическому сходству
Специфические ошибки при письме Ошибки, вызванные нарушенным произношением «лека» - река «саба» - шуба
Специфические ошибки при письме Ошибки, вызванные нарушением фонематического восприятия смешение гласных: о-у, ё-ю, а-я, о-ё, … смешение согласных: р-л, й-ль, … смешение твенрдых и мягких, свистящих и шипящих, парных звонких и глухих согласных, звуков ц, ч, щ. «клюква» - клюква «пальто» - пальто «таня» - дыня «капля» - цапля
Специфические ошибки при письме Ошибки, вызванные нарушением языкового анализа и синтеза Пропуски букв, слогов, не дописывание слов: «порта» - парта, «мокко» - молоко, «венсёлы» - венсёлый. Вставка букв: «декабрь» - декабрь Слитное написание предлогов, раздельное – приставок, неумение определить границы предложений: «в окне» - в окне, «за ехал» - заехал
Специфические ошибки при чтении медленное чтение; запинки; повтор слов; послоговое чтение; потеря строчки; нарушение согласования слов
Дислексия – болезнь или дар? Уолт Дисней Киану Ривз Том Круз Карл XVI Густав Ханс Кристиан Андерсен
Упражнения для дисграфиков и дислексиков Ребусы, кроссворды«Пишем вслух»«Вглядись и разберись»«Пропущенные буквы»«Лабиринты»«Корректурная правка» НА ст Оле ст ОЯл ку Вшин С м ОлОком. Мар_. Ещё т_ещ_т мор_зы, Н_ вен_на не з_ гор_м_. Я п_ши_тую м_маз_ Подар_л се_о_нем_ме.
Совенты родителям Домашнее задание выполняйте в несколько приемов. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. Следите за соблюдением правил письма и чтения.
Совенты родителям
Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению Первое условие – леворукий ребенок никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Третье условие – рациональный режим дня. Четвенртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов.
Спасибо за внимание!