Отчёт по методической теме «Дифференцированный подход в обучении биологии». Учитель биологии Навина А.И. МБОУ ООШ д. Чемоданово
Эпиграф «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.» К.Д. Ушинский.
Разнообразие подходов к природным данным ребёнка на уроке биологии. Наблюдение Эксперимент Написание рассказов, биологических сказок. Решение биологических задач. Обработка данных на компьютере и т.д. Демонстрация различных опытов. Знакомство с интересными фактами. Разноплановые вопросы, схемы. Тесты разного уровня сложности.
Наиболее приемлемый для меня - комбинированный урок. В структуру которого входят: Организационный момент Объяснение нового материала Его закрепление и домашнее задание.
При опросе и актуализации знаний Обучающиеся с низким уровнем выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя. Обучающиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера.
Этап подготовки к восприятию нового материала. Включаются дифференцированные задания. Использую разноуровневые карточки- задания, терминологические диктанты, задания для работы с рисунками и схемами, биологические сказки- ложный рассказ.
При изложении нового материала. Обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах и объясняют её. Со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают, систематизируют полученную информацию. С высоким уровнем знаний самостоятельно находят способ решения поставленной задачи и делают вывод.
Тема урока «Ткани» (8 класс) Изучите материал параграфа и ответьте на вопросы. 1 уровень: Что такое ткань? Какие виды тканей встречаются у человека? Сделайте рисунки клеток каждого вида тканей. 2 уровень: Укажите особенности строения каждого вида ткани. 3 уровень: Перечислите функции каждого вида тканей.
Этап закрепления. Задания по заполнению таблиц: обучающиеся учатся систематизировать полученную информацию, каждый самостоятельно работает с учебником. Биологические задачи, при решении которых каждый ученик стремиться высказать своё мнение.
Виды домашнего задания. Задания по составлению плана к тексту параграфа. Составить рассказ, биологическую сказку, памятку по ЗОЖ. Заполнить таблицу или составить схему. Работа с иллюстрациями- рассмотреть рисунок учебника и составить рассказ или задания на сравнение. Составить кроссворд к параграфу.
Вывод. Индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес к предмету, вовлекать детей в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания. Обучающиеся, начиная с самого начала изучения биологии получают посильные задания, не перегружены домашними заданиями. Повышается качество обучения и развития каждого ученика. Применяя разные виды дифференцированных заданий, я устраняю пробелы в знаниях и формирую самостоятельность учащихся.
Задания для успевающих обучающихся. Опрос в 6 классе. На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос : «В чём преимущества семени перед спорой?» Карточка –задание Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод.
Задания для слабоуспевающих. Опрос в 6 классе. Терминологический диктант ( на доске термины, дать им определения) Эндосперм Микропиле Зерновка Однодольное растение Зародыш На доске рисунок, отметьте основные части семени.
Разноуровневые контрольные работы по биологии. 6 класс. Тема «Бактерии. Грибы. Лишайники». 1 уровень. 1 вариант Дайте характеристику пенициллу. Строение лишайника. Нарисовать и подписать строение бактерии.
Разноуровневые контрольные работы 2 вариант. Дать характеристику дрожжам Строени шляпочного гриба Дать характеристику мукору.
Разноуровневые контрольные работы. 2 уровень. 1 вариант. Почему без деятельности бактерий жизнь на земле была бы невозможна? Особенности размножения грибов. Каковы особенности питания лишайников.
Разноуровневые контрольные работы 2 вариант. Почему бактерии нельзя отнести к растениям? Особенности питания грибов. Чем грибы трутовики отличаются от шляпочных грибов?
Разноуровневая контрольная работа. 3 уровень. Какие леса богаче грибами: леса средней полосы или тропического леса? Почему лишайники называют пионерами растительного мира? Почему некоторые грибы встречаются около определённых пород деревьев?
Карточки- задания с рисунками. Сделайте подписи к рисунку.
Иллюстрированные карточки- задания. Задачи по генетике в 9 классе.
Иллюстрированные карточки- задания Задачи по генетике в 9 классе.
7 класс «Класс Жгутиконосцы» Самостоятельная работа. Вопросы 1 уровня. 1. Среда обитания, строение и передвижение эвглены зелёной. 2. Питание эвглены. 3. Дыхание и выделение эвглены. 4. Размножение эвглены.
7 класс «Класс Жгутиконосцы» Самостоятельная работа Вопросы 2 уровня. 1. Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительными и животными царствами? 2. В чём проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? 3. Чем отличается колония одноклеточных от многоклеточных организмов?