Обучение – это общение человека с человечеством А.Петровский
Автором метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава является русский советский педагог-новатор Ривин Александр Григорьевич ( ). Современный теоретик коллективного способа обучения (КСО) - Дьяченко Виталий Кузьмич – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования. По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения.
Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития Вид общения Организационная форма обучения Способ обучения Опосредованное общение через письменную речь Индивидуальная Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI-XVII вв; включает две формы: парную и индивидуальную Общение в паре Парная (один учит другого) Групповой способ обучения (ГСО) – XVII-XX вв.; включает три формы: групповую, парную, индивидуальную Групповое общение Групповая (один одновременно учит многих) Общение в парах сменного состава Коллективная (каждый учит каждого) КСО включает все четыре формы: коллективную + 3 предыдущих
В.К. Дьяченко использует идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Концептуальные положения КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
Принципы КСО: завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты; непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу; сотрудничества и взаимопомощи между учениками; разнообразия тем и заданий (разделения труда); разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса; обучения по способностям индивида;
Одним из преимуществ КСО является: высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся
Пример применения КСО на уроках: 1. Не на всех уроках я использую или могу использовать КСО. 2. Изучение нового материала (теоретического) я провожу, используя электронную версию учебного пособия, которую разработала (пока только для 10-х классов). Учащиеся работают индивидуально, затем разбиваются на пары (постоянные или сменного состава) и проверяют теоретические знания друг у друга. Оценки выставляют сами ученики друг другу в открытую ведомость, которая сдается учителю в конце урока. Я хожу по классу и слушаю ответы учащихся. Наиболее сложные моменты прошу повторить у доски. Учащиеся вызываются методом случайного выбора. 3. Практические работы предлагаются к выполнению по вариантам. После выполнения своего варианта, учащиеся снова разбиваются на пары, обговаривают вопросы, которые не смогли решить самостоятельно, вопросы, на которые они не смогли ответить сначала предлагаются ученику-консультанту, а затем (если он не смог ответить) – учителю. И снова индивидуальная работа учащихся – выполнение более сложного задания.
В процессе работы учащихся обязательно ведется экран учета работы; применяются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Во всех звеньях этого коллективного способа обучения особая нагрузка ложится на учителя. От него требуются быстрая реакция, эрудиция и вместе с тем доброжелательность и объективность.