Интегральная технология (разработана Гезеевым В.В.) Автор-составитель презентационных материалов: Карпухина М.В., ст. преподаватель кафедры ЕМД БелРИПКППС
Интегральная технология сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечить развитие личности ребенка на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Минимальной единицей учебного процесса является - блок уроков, состоящий из восьми элементов; чтобы все элементы присутствовали в блоке изучаемая тема должна быть рассчитана на 8 часов. Однако в курсе химии есть темы, на изучение которых отводится меньше 8 часов. Что делать в этом случае?
Три варианта решения проблемы: Объединение небольших тем в один блок; Реализация в блоке не всех 8 элементов (например, контрольная работа, а следовательно и урок коррекция могут не проводиться); Некоторые элементы блока могут быть рассчитаны не на весь урок.
Какие же элементы входят в блок уроков интегральной образовательной технологии? Вводное повторение; Изучение нового материала (основной объем); Тренинг-минимум; Изучение нового материала (дополнительный объем); Развивающее дифференцированное закрепление; Обобщающее повторение; Контрольный урок; Урок-коррекция.
1. Вводное повторение Актуализация знаний, умений и ценностей из предшествующих тем; Система специальных вопросов и заданий; Беседа, имеющая интерактивный характер, возможна игра; Возможны и другие формы: работа по опорному конспекту, проблемный эксперимент, индивидуальные опережающие творческие задания для некоторых учащихся.
2. Изучение нового материала Изучение материала ограничивается содержанием стандарта; Предпочтительна форма лекции (+ демонстрационные эксперименты), возможен рассказ, беседа; Семинар по изучению нового материала с использованием лабораторного эксперимента; Урок-мастерская; Активная парная (групповая) работа.
3. Тренинг-минимум Главный принцип деятельностного подхода требует, чтобы изучаемый обязательный материал немедленно отрабатывался; Устная работа в парах по теоретическому материалу, обязательная отработка практических умений; Разные виду практикумов-тренингов (само- и взаимоконтроль); Тренинг заканчивается проверочной работой минимального уровня.
4. Изучение нового материала (продвинутый уровень) Особенность материала дополнительного объема состоит в том, что одни ученики захотят разобраться во всем и научиться решать творческие задачи, другие только попытаются понять и осмыслить новые идеи. Форма проведения – школьная лекция с микро семинаром; беседа с использованием проблемного эксперимента.
5. Развивающее дифференцированное закрепление Интегральная технология базируется на теории Л.С. Выгодского. Главная цель учителя – обеспечить деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Форма – семинар-практикум; Учащимся предлагается на выбор задания трех уровней – минимального, общего и повышенного; Гибкая система промежуточного контроля.
В основу дифференциации положено не что должен знать ученик (объем), а как должен знать (уровень усвоения) Если ученик выбирает задание репродуктивного уровня, решает шаблонные задания, ориентируется в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) – 3 Если ученик может воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов, и, проводя соответствующий анализ этих фактов, решает задачи, которые можно разделить на подзадачи – 4 Если ученик находит свой способ решения той или иной задачи, в которой кроме явной, присутствует и скрытая связь, когда ученик ориентируется на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов, при этом осуществляя перенос знаний в новую ситуацию – 5
6. Обобщающее повторение Обобщающий семинар, о котором учащиеся должны быть предупреждены за 2-3 урока; Обсуждение сложных вопросов, дополнительные сообщения учащихся, рассмотрение оригинальных заданий; Различные игровые техники (например, аукцион знаний); Д/з – подготовка к контрольному уроку.
7. Контрольный урок Обычно представляет собой трехуровневый письменный зачет; С учетом введения итоговой аттестации в новой форме в 9-х классах и ЕГЭ рекомендуется проводить по форме заданий типа А, В, С.
8. Коррекция На уроке данного типа ученики ориентируются как на индивидуальную, так и на парную (групповую) работу. !!! На уроках коррекции ученики имеют право пересдать любую тему тему, изучаемую в течение четверти (полугодия).
Рекомендуемая литература 1. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, Гузеев В.В. Поколение образовательных технологий: интегральные технологии// Химия в школе С Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М Толкачева Т.К. Уровни дифференциации – потребности времени// Химия в школе Уроки химии по интегральной технологии. 8 кл. : метод. пособие /Т.К. Толкачева, Л.Г. Лазыкина и др. – М.: Дрофа, 2007.