Доклад подготовила учитель технологии Кутлугундина Л.Н.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Способности- это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся. Приобщить учащихся к творческой работе; Прививать интерес к творчеству, поиску; Развивать навыки созидания, самореализации.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).
Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Урочная деятельность. Внеурочная деятельность.
Чем же для нас привлекательна эта форма работы: Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок. Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса. В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс., увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутри школьные, перед родителями, перед жителями поселка.
Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Уроки технологии- это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
Дефференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.
С 2005 года тема над которой я работаю называется «Развитие творческих способностей на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы типа: «Искусство аранжировки цветов,» «Работа с соломкой», «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Культура дома», «Бисероплетение», «Лепка из теста».
Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: А) да; Б) нет, он и так достаточно хорош; В) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: А) да, в большинстве случаев; Б) нет; В) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете. А) да; Б) да, при благоприятных обстоятельствах; В) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить: А) да, наверняка; Б) это мало вероятно; В) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: А) да; Б) часто думаете, что не сумеете; В) да, часто. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: А) да, неизвестное вас привлекает; Б) неизвестное вас не интересует; В) все зависит от характера этого дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства: А) да; Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; В) да, но только если вам это нравиться. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все: А) да; Б) нет, вы хотите научиться только самому основному; В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то: А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу; Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна; В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы. 10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из: А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней; В) преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? А) да; Б) нет, боитесь сбиться с пути; В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась. 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось: А) да, без труда; Б) всего вспомнить не можете; В) запоминаете только то, что вас интересует. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение: А) да, без затруднений; Б) да, если это слово легко запомнить; В) повторите, но не совсем правильно. 14. В свободное время предпочитаете: А) оставаться наедине, поразмыслить; Б) находиться в компании; В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании. 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда: А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено; Б) вы более- менее довольны; В) вам еще не все удалось сделать. 16. Когда вы один: А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах; Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой. 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней: А) независимо от того, где и с кем вы находитесь; Б) вы можете делать это только наедине; В) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. Ключ к тестовому заданию. Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом: За ответ «а» - 3 очка; За ответ «б» - 1; За ответ «в» -2.
Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: А) да; Б) нет, он и так достаточно хорош; В) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: А) да, в большинстве случаев; Б) нет; В) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете. А) да; Б) да, при благоприятных обстоятельствах; В) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить: А) да, наверняка; Б) это мало вероятно; В) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: А) да; Б) часто думаете, что не сумеете; В) да, часто. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: А) да, неизвестное вас привлекает; Б) неизвестное вас не интересует; В) все зависит от характера этого дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства: А) да; Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; В) да, но только если вам это нравиться. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все: А) да; Б) нет, вы хотите научиться только самому основному; В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то: А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу; Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна; В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы. 10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из: А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней; В) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? А) да; Б) нет, боитесь сбиться с пути; В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась. 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось: А) да, без труда; Б) всего вспомнить не можете; В) запоминаете только то, что вас интересует. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение: А) да, без затруднений; Б) да, если это слово легко запомнить; В) повторите, но не совсем правильно. 14. В свободное время предпочитаете: А) оставаться наедине, поразмыслить; Б) находиться в компании; В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании. 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда: А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено; Б) вы более- менее довольны; В) вам еще не все удалось сделать. 16. Когда вы один: А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах; Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой. 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней: А) независимо от того, где и с кем вы находитесь; Б) вы можете делать это только наедине; В) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тестовому заданию. Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом: За ответ «а» - 3 очка; За ответ «б» - 1; За ответ «в» -2.
Результат: Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности; Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя; Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.
В результате тестирования выявилось, что у них вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.