Духовность русской православной иконы Шедевры иконописи МБОУ-СОШ 17, презентация учителя православной культуры Чечениной Т.И.
Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь уже в IX веке. По церковному преданию, почитание «Нерукотворного образа» плата с ликом Спасителя началось после исцеления царя Авгаря, правившего в Эдессе с 9 по 46 год. Эдесское царство первым сделало учение Христа государственной религией....
Спас Нерукотворный. 1 пол. 13 века, Новгород. «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и тоже время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди. Борода рыжая и густая, недлинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Речь Его обдуманная, верная и сдержанная» : так пишет Римскому Сенату в своём донесении Публий Лентул, проконсул Иудеи
Царь Авгарь: «О, Иисус! Ты истинный Бог; нет Бога кроме тебя! Ты Свет, Жизнь и Спасение Людей! Верую в тебя, поклоняюсь Тебе и всю жизнь всюду буду славить Твоё Божество!» Иисус Вседержитель (Пантократор) икона 6 века...
Владимирская богоматерь, начало 12 века, константинопольская школа. Была привезена из Царьграда в Вышгород под Киевом. В 1155 году Андрей Боголюбский увёз икону во Владимир. Он украсил икону драгоценностями и брал икону в военные походы. Большие тёмные глаза матери скорбно глядят в даль. Мария предвидит трагическую судьбу сына
Владимирская Богоматерь, начало 12 века, константинопольская школа. Была привезена из Царьграда в Вышгород под Киевом. В 1155 году Андрей Боголюбский увёз икону во Владимир. Он украсил икону драгоценностями и брал икону в военные походы. Большие тёмные глаза матери, скорбно глядящие в даль становятся композиционным и эмоциональным центром произведения. Мария предвидит трагическую судьбу сына.
Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона.
Боголюбская Божия Матерь
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовым, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской. Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
ДНИ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИС ТА ЛУКИ 4/17 января, 22 апреля/5 мая, 18/31 октября
Феодоровская икона Божией Матери почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.
Андрей Рублёв «Троица» высшее достижение русской живописи. Образ «Троицы» символизировал в суровое для русских людей время - идею единства и согласия
Истоки:
Вифлеем. Храм Рождества Христова
Назарет город в Палестине. Совр. иврит Нацрат, араб. Эн-Насира - 'огороженное место'. Известен как место Благовещения и как город, где с детства жил Иисус Христос.