Т Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!русский язык И.С.Тургенев.
ВЕЛИКИЕМЫСЛИВЕЛИКИХЛЮДЕЙ ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом. (Г.Ф. Александров) Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. (Ф.М.Достоевский) Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все. (Франсуа Фенелон)
Тема урока: «Употребление наклонений глагола в речи»
Творческаялаборатория Творческая лаборатория Задания: 1. Лингвистическая задача 2. Теоретическое 3. Грамматическое 4. «Заморочки из бочки» 5. Проба пера 6. Творческое
Лингвистическая задача О каком наклонении идет речь? 1) «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем». 2) «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем». 3) «Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».
Теоретическое задание Ответьте на вопросы: Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? Как образуются глаголы в условном наклонении? Что вы знаете об изменении глаголов в условном наклонении? Как образуются глаголы в повелительном наклонении?
Грамматическое задание 1)Запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию. 2) Работа над орфографией. Скаж..шь – не ворот..шь, напиши..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга похож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т. Отреж(?)те, толкаешь(?)ся, беречь(?), спрячь(?)ся, встав(?)те, увеличь(?), стричь(?)
«Заморочки из бочки» 1. Определите, какими формами выражено побуждение к действию в приведенных ниже предложениях: 1. Не прыгать! 2. Вести себя тихо! 3. Послушали бы вы лучше. 4. Не перебивали бы. 5. Не прыгайте! 6. Ведите себя тихо! В каких предложениях побуждение к действию имеет оттенок категорического приказа, а в каких -оттенок совета, просьбы.
«Заморочки из бочки» Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении. 1. Заходили бы в орешник. Орехи поспели. Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели. 2. Навестили бы орешник глубокою зимою, а зазябнет орешник, ослабнет орешник- укрыли бы полою.
Проба пера Из-под камня … родник. Он превращается в ручеёк, который весело … на восток. Ручей брызжет, …, … и потом стремительно … вниз. По склону горы он … дальше. Несколько таких ручейков … в один большой ручей, и он спокойно … по равнине. А вот он с шумом … в пропасть. К.Г. Паустовский … свежий ветерок, … прохладой в лицо, … по листьям, … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров
Родник. Из-под камня течёт родник. Он превращается в ручеёк, который весело бежит на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно скатывается вниз. По склону горы он льётся дальше. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно течет по равнине. А вот он с шумом низвергается в пропасть. К.Г. Паустовский
Ветер. Пронёсся свежий ветерок, подул прохладой в лицо, прошумел по листьям, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров
Творческое задание Составить 5-8 предложений на Составить 5-8 предложений на одну из тем: одну из тем: «Как не потерять друга», «Советы книголюба», «Мой фирменный рецепт», употребляя глаголы в повелительном наклонении. употребляя глаголы в повелительном наклонении.
Подведение итогов урока 1. Какую роль играют глаголы в нашей речи? 2. Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого? Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе 3. Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?
Домашнее задание Написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.