Презентация на тему: Управление образования администрации Клинского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа пос. Чайковского Выполнил: ученик 11 класса Курбатов Руслан Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Борзикова Лариса Викторовна пос. Чайковского 2009 г.
Цель работы : исследовать значение невербальных средств общения в жизни человека. Изучить функции неречевых средств в процессе речевого общения с целью дальнейшего их применения в межличностных отношениях людей разных возрастов и социального положения. исследовать значение невербальных средств общения в жизни человека. Изучить функции неречевых средств в процессе речевого общения с целью дальнейшего их применения в межличностных отношениях людей разных возрастов и социального положения. Методы и приемы: Сбор данных с помощью специальной литературы. Изучение материала по иллюстрациям. Личные наблюдения за использованием невербальных средств общения в различных жизненных ситуациях. Подведение итогов на основе собранного теоретического и практического материала. Сбор данных с помощью специальной литературы. Изучение материала по иллюстрациям. Личные наблюдения за использованием невербальных средств общения в различных жизненных ситуациях. Подведение итогов на основе собранного теоретического и практического материала.
Полученные данные: К невербальным средствам общения относятся мимика и жесты. Мимику можно разделить на шесть видов: Мимику можно разделить на шесть видов: любовь, счастье, радость, веселье; любовь, счастье, радость, веселье; удивление; удивление; страх, страдание; страх, страдание; гнев, решимость; гнев, решимость; отвращение; отвращение; презрение. презрение. Жесты могут выражать следующие чувства человека: одобрение / неодобрение; одобрение / неодобрение; согласие / несогласие; согласие / несогласие; решительность / нерешительность; решительность / нерешительность; сочувствие / равнодушие; сочувствие / равнодушие; восторг / отчаяние; восторг / отчаяние; терпимость / нетерпимость и т.д. терпимость / нетерпимость и т.д.
Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон
Эффективность общения, определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. В речи имеют значение три вещи - кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третья. Лорд Мортли
Мимика Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В особой степени в разговоре участвуют глаза. Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
Глазные сигналы доступа
Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; Опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. Мимика может быть серьезной или веселой, но она всегда должна быть дружественной и никогда не нарушать меру. Две короткие, но глубокие морщинки между бровями бывают у мыслителей и хороших администраторов. и хороших администраторов. Две или три поперечные морщины, да еще подкрепленные да еще подкрепленные пересекающей их вертикальной, обещают успех. обещают успех. Короткие, с неправильными очертаниями на лбу – очертаниями на лбу – признак слабого здоровья.
Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
Жестикуляция О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы. В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические. Все хорошо Замечательно Победа
Различные положения рук Настойчивость до жестокости
Застенчивость, но способность на смелый шаг
Общительность, но ожидание поддержки
Чуткость, но слабоволие
Выдержка, скрытность, честность
Скрытность, трусость, равнодушие
«Всё в порядке» Пожимание плечами
Типичная поза критической оценки
Ребенок обманывает Ребенок обманывает Подросток обманывает Взрослый обманывает
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей. Сигналы верхней части туловища Верхняя часть туловища, наклоненная вперед, свидетельствует о: Верхняя часть туловища, отведенная назад, свидетельствует о : сближении отступлении интересе отсутствии интереса (или занятости своими мыслями) нападении«бегстве» запланированной активности отсутствии какой бы то ни было активности своего партнера
Основные выводы Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с определенной степенью предсказуемости и хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.
Список используемой литературы Леммерман Хайнц - Уч. Риторики. Леммерман Хайнц - Уч. Риторики. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - Самара: Изд- во «ABC», с. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - Самара: Изд- во «ABC», с. Логика и риторика. Хрестоматия. /Сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. - Мн.:НТООО «Тетра Системс», с. Логика и риторика. Хрестоматия. /Сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. - Мн.:НТООО «Тетра Системс», с. Л.А. Введенский, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи - Ростов-на-дону. Л.А. Введенский, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи - Ростов-на-дону. Издательство «Феникс» Г.-576 с. Издательство «Феникс» Г.-576 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!