Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Advertisements

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
Организация критериального оценивания в начальной школе Способность к приобретению знаний – величайшее преимущество.
Базанова О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП г. Ярцево Смоленской области Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника по системе.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чиканская средняя общеобразовательная школа Методическая тема ШМО учителей начальных классов: «Формирование.
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНТРОЛЬ СИСТЕМА ДЕТСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И ПОЛНОТОЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, ВХОДЯЩИХ В СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ.
Материалы для расширенного заседания ШМО учителей начальных классов г. Педагогический совет Педагогический совет г. Формирование.
Формирование регулятивных универсальных учебных навыков в начальных классах Пащенко Лилия Анатольевна Жидких Ольга Ивановна, учителя начальных классов.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Организация действий контроля и оценки в первой фазе учебного года ( совместная постановка и планирование задач года )
Оценочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС НОО З.А. Кокарева к.п.н., доцент, зав. лабораторией развития НОО.
Пути реализации безотметочного обучения младших школьников.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников Опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ 25 г. Сургут 1.
Оценочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС НОО З.А. Кокарева к.п.н., доцент, зав. лабораторией развития НОО.
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
Диагностическая работа – как средство развития оценочной самостоятельности школьников МАОУ «Лицей 5». Г.Пермь Букина И.В., зам.директора по УВР.
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 28 п. Чунский Чунского района Мелентьева Евгения Григорьевна учитель начальных.
Муниципальное образовательное учреждение Ставровская средняя общеобразовательная школа 1 Учитель начальных классов Стаж работы 23 года Высшая квалификационная.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Транксрипт:

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

К ОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника. Организация домашней самостоятельной работы. Освоение разных форм и способов организации коллективно- распределенной деятельности учащихся. Совершенствование контрольно- оценочной деятельности субъектов образовательного процесса Использование компьютерных технологий для организации контрольно- оценочной деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов.(КОД)

Э ТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1 класс) 2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс-первое полугодие 4-го класса) 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го класса)

1 этап – (1 класс) Переходный от дошкольного к школьному образованию 2 этап ( 2 – 4 классы) Совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества 3 этап ( 4 – 5 классы) Переходный от начальной к основной школе (рефлексивный этап) Содержание контрольно- оценочной деятельности Результат («продукт») - умение сопоставлять свои действия с заданным образцом; - умение обнаруживать совпадение, сходство, различие; - умение договариваться о выборе образца для сопоставления - сравнение двух картинок, нахождение различий; - сравнение и повторение движений (в игре); - сопоставление двух действий; - сопоставление письменной работы с образцом; - сравнение двух решений между собой - составление задачи, подобной данной; - выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения; - выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения; - прогнозирование, какие ошибки можно допустить при решении - умение формулировать требования к проверочным заданиям; - умение определять границы своих возможностей; - умение устанавливать возможные причины ошибок; - умение выделять критерии для оценки; - умение определять готовность к предъявлению результата своей работы - определение того, что будет проверяться (типология заданий); - составление проверочных заданий (в т.ч. заданий с «ловушками»); - выделение сложности заданий; - создание образца для проверки; - характеристика ошибок и выдвижение гипотезы об их причинах - выход на полный цикл контроля и оценки; - сформированность самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей; - сформированность основ учебной самостоятельности для основной школы Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Ретроспективная оценка - при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

К концу 1 класса учащиеся могут: -сравнить действие и результат с готовым образцом; - по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; -предъявить на оценку свои достижения по заданному критерию; - отделить известное от неизвестного в знаниях.

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: -прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками); -прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи); - прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); -прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибко опасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.); -прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия); -прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи); -прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»); - прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

-прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации); -прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно); -прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий); -прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»); -прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»); -прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи); -прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени); - прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Проверочная работа в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся: 1. Выдели в тексте отдельные высказывания: Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают. 2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво 3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их. 4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах: 5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен: Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу. 1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________ 6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука

Педагогические средства, направленные на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности: а) работу с «картой знаний» учащихся б) разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов. Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя». в) место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса. Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки. г)организация самостоятельной работы учащихся. Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

д) организация и проведение учебных занятий Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают: -над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу; -над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»; -над взаимоконтролем и взаимооценкой; -над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы; -над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.п. Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самодвижения школьника в учебном материале.