Модульное обучение, основанное на компетенциях Доклад подготовила Пономарева М.А. гр , ШГПИ, 2012 г.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ.
Модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.
Модуль Информационная частьДеятельностная часть Формирование теоретических знаний Формирование теоретических знаний Формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний Формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний
Принципиальные отличия модульного обучения Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Изменяется форма общения преподавателя с обучающимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего. Обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.
Алгоритм проектирования учебного занятия в системе компетентностного образования 1-й этап – целеполагание 2-й этап – проектирование содержания и его компетентная интерпретация 3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности 4-й этап – подбор методов и форм обучения 5-й этап – подбор диагностического инструментария
Тема в УД или МДК Результаты (усвоенные умения, знания) Цель занятия, задачи ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.Организация (предприятие). 2. Организационно- правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования. Виды предприятий в отрасли. Учредительный договор, Устав и паспорт организации (предприятия). 3. Основы налоговой системы РФ. Умеет: Рассчитывать показатели транспортного средства. Различать организационно-правовые формы предприятий в отрасли автомобильного транспорта, приводить примеры предприятий различных форм собственности города Каменска-Уральского. Объяснять структуру производственного процесса автотранспортного предприятия. Знает: Основные экономические характеристики и цель деятельности предприятия. Виды предприятий в отрасли автомобильного транспорта. Сущность и функции налогов, субъекты и объекты налогообложения, виды основных налогов предприятий и организаций. Производственную структуру и элементы предприятия. Основные технико-экономические характеристики типов производства. Организацию и функциональные подразделения автотранспортного предприятия. Основные принципы организации производственного процесса. Организацию производственного и технологического процессов. Структуру производственного цикла в автомобильной отрасли. Элементы технологического процесса. Сущность и признаки поточного производства. Цель: сформировать понятие о различных организационно-правовых формах предприятий в автомобильной отрасли. Задачи: охарактеризовать основные организационно-правовые формы и виды предприятий в автомобильной отрасли. развить умение проводить аргументированную оценку выбора. В г. К-Уральский разработана программа поддержки малого предпринимательства. В соответствии с этой программой ежегодно проводится конкурс бизнес- проектов на получение гранта для открытия собственного дела (в сумме ). Первый шаг в составлении бизнес- проекта – определение вида деятельности и организационно- правовой формы предприятия. Сегодня вам предстоит обосновать, почему вы выбрали ту или иную организационно-правовую форму. Пример реализации 1 и 2 этапов
3 этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности Самостоятельная работа под руководством преподавателя
4 этап - Подбор методов и форм обучения Решение проблемной ситуации. Исследование. Инструкционная карта с определенными этапами изучения материала. Поиск информации. Сравнение.
5 этап - подбор инструментария оценки уровней усвоения знаний и сформированности умения Формализованное наблюдение. Модельный ответ. Оценочная карта.