ГЕРМАНСКИЙ РОМАНТИЗМ. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, МЫЗЫКА. ИСТОКИ И ВЛИЯНИЯ План: 1. Общая характеристика 2. Романтический герой 3. Поэзия и литература 4. Живопись и музыка
Поэты - романтики Гёте, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон, Шелли (Великобритания) Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Баратынский (Россия)
Стихотворение Е. А. Баратынского "Последний поэт" (1835) Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы.
Композиторы - романтики Шуман, Шуберт, Брамс, Мендельсон (Германия, Австрия), Шопен, Лист (Польша, Венгрия), Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн (Россия)
Глинка М.И. ( )
Роберт Шуман ( )
Иоханнес Брамс ( )
Период бури и натиска Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни».
Источники романтизма Германская живопись, как и вся германская культура оказалась под сильным влиянием философии и эстетики Людвига Тика, Новалиса, братьев Шлегелей и Фридриха Шеллинга. Они разбудили в обществе интерес к национальной народной поэзии, сказкам, мифам. Мы до сих пор помним и любим сказки немецких писателей, братьев Гримм, Гофмана, Гауфа.
Характеристика явления Романтизм везде ведь имеет национальную окраску, нет романтизма вообще, а есть немецкий, французский, английский романтизм всюду различный. Главная особенность немецкого романтизма религиозно- мистические мотивы, как "живое чувство присутствия бесконечного в конечном". Немецкий романтизм "был одним из самых широких, грандиозных опытов критики буржуазной культуры ".
Основные темы романтиков Романтики сумели уловить самые глубинные, состояния культуры: жизнь и смерть, вечность, время, пространство, органические начала мира, страдание, как общее для всего живого, чувство. Важно не выражение: «я мыслю следовательно, я существую" утверждение интеллектуала, а выражение – «страдаю следовательно, существую!» Это выражение художника…
Творчество Филиппа Отто Рунге (1777 – 1810)
Художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве. Шар цветов.
Особенности стиля Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Его живописные полотна и графика отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 века.
О временах дня Цикл «Времена дня», символизирующий слияние человека с природой, стал важной вехой в его творчестве. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие, чтобы возродиться вновь. Рунге чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментальной и ритмической символикой, феерически-сказочное по колориту «Утро», единственный живописный эскиз, осуществленный в годах, - принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.
Великое утро
Великое утро (деталь)
Великое утро (лилия света)
Портрет родителей
Каспар Давид Фридрих ( ) Каспар Давид Фридрих родился в 1774 г. в Грейфсвальде (Померания) в семье мыловара. В шестнадцать лет начал брать уроки живописи. В гг. учился в Академии художеств в Копенгагене, где сформировался как пейзажист. С 1798 г. работал в Дрездене. В 1801 г. сблизился с Филиппом Отто Рунге и кружком романтиков. Филиппом Отто Рунге
Автопортрет
Начало творческого пути Первое живописное произведение художника «Крест в горах» (180708) создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Картина вызвала оживлённые споры в обществе. Романтизм в качестве особого направление в немецкой живописи впервые стал известен широкой публике. Крест в горах
Начало признания В 1816 г. Фридрих был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил свадебное путешествие на родину, о котором напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря.
Вечер
Двое, созерцающие луну
Странник над морем тумана
Гибель «Надежды» во льдах
Роль пейзажа в живописи Интерес художника к пейзажу и разнообразным эффектам естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей («Кораблекрушение при лунном свете», ). Освещенные загадочным лунным или ровным солнечным светом горные пейзажи Баварии («Утро в горах», ) или виды пустынного побережья Померании («Восход луны над морем», ок. 1821) всегда заключают в себе почти мистическое чувство грандиозности и величия природы. Смутное беспокойство человека перед простором мира порой перерастает в них в настроение щемящей тоски, в горькое осознание неизбежной бренности всего земного («Гибель «Надежды» во льдах», 1824).Кораблекрушение при лунном свете Утро в горах Восход луны над морем Гибель «Надежды» во льдах
Перистые облака
Романтизм в европейской живописи Художники Франции: Теодор Жерико и Эжен Делакруа. Утверждение культа природы, чувств и естественного в человеке. Уильям Тёрнер – великий романтик Британии Иван Айвазовский - Россия
Жерико. «Плот Медузы»
Жерико. Портрет Делакруа
Жерико. Студия головы мужчины
Делакруа. Свобода на баррикадах
Тёрнер. Ангел на Солнце
Тёрнер. Рыбаки на море
Айвазовский «Девятый вал»
Тёрнер. Город и река на закате
Вместо эпилога… Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.
ВОПРОСЫ: Скажите, как современное искусство использует завоевания художников романтической школы? В области кино, театра, балета… В каких фильмах могли бы использоваться пейзажи Фридриха других художников-романтиков?
В каком фильме мог быть такой пейзаж?
Романтический герой…из…
Акведук из фильма о юном…
Фантастика и реальность