Сочинение на лингвистическую тему ( подготовка к ГИА (С 2.1)) учитель МОУ «СОШ 19» Гузенкова М.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Какое слово не является неологизмом? 1)киберпространство 2)виртуальный 3)онлайн-развлечения 4)иллюзия.
Advertisements

Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Советы по написанию сочинения-рассуждения Задание 15.3.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
Учитель русского языка и литературы ГБОУ Шаталова Л. В. Что такое часть С ЕГЭ по русскому языку. Часть С и как к ней готовиться? Prezentacii.com.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ.
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Понимание смысла фрагмента Баллы Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента, ошибок в интерпретации.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться. Менандр Работа учителя русского языка и литературы ГОУ.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Транксрипт:

Сочинение на лингвистическую тему ( подготовка к ГИА (С 2.1)) учитель МОУ «СОШ 19» Гузенкова М.Н.

Обратимся к критериям Критерии оценивания сочинения рассуждения на лингвистическую тему баллы С1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. 0

Обратимся к критериям С1 К2 Наличие примеров- аргументов баллы Экзаменуемый привел 2 примера- аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый привел 2 примера- аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления ИЛИ экзаменуемый привел 2 примера- аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, ИЛИ экзаменуемый привел 1 пример- аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый привел 1-2 примера- аргумента из текста, не соответствующего обоснованием, ИЛИ экзаменуемый привел аргументы- примеры не из прочитанного текста, ИЛИ экзаменуемый не привел ни одного примера- аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления. 0

Обратимся к критериям С1К 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. баллы Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

Обратимся к критериям С1К4Композиционная стройность работыбаллы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1- С1- К4 7

Повторим теорию РАССУЖДЕНИЕ – это особый тип речи, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления.

Вспомним структуру сочинения- рассуждения: Вспомним структуру сочинения- рассуждения: Тезис (положение, которое необходимо доказать) Аргументы (доказательства) Вывод

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 1.Написать вступление (сообщить предварительные сведения о предмете рассуждения) 2.Выдвинуть тезис (положение, которое будет доказываться) 3.Привести аргументы (доказательства) этого тезиса (не менее 2-х) из предложенного текста, которые иллюстрируют различные языковые явления. 4.Сделать вывод-заключение (должен подтверждать выдвинутый тезис)

С чего начать сочинение? Варианты вступления Вступление может быть написано в виде Пример 1) Фразы, принадлежащей герою дискуссии и ее комментария 2) Согласия или несогласия с одним из участников лингвистического спора 3) Вопроса 4) Вопроса и ответа «Диалог и прямая речь – одно и то же», - утверждает Сережа. Не могу с ним согласиться, 1) «Диалог и прямая речь – одно и то же», - утверждает Сережа. Не могу с ним согласиться, ведь это… 2) Я не согласен с мнением Сережи в том, что диалог и прямая речь играют в языке одну и ту же роль. 3) Диалог и прямая речь…Какова же их роль в языке? Можно ли утверждать, что это одно и то же? 4) Существует ли различие между прямой речью и диалогом? Конечно же, да!

С чего начать сочинение? Варианты вступления Вступление может быть написано в виде Пример Собственного высказывания 5) Собственного высказывания Предложения, констатирующего актуальность темы 6) Предложения, констатирующего актуальность темы Прямая речь и диалог – это совершенно разные языковые понятия… 5) Прямая речь и диалог – это совершенно разные языковые понятия… 6) Сегодня особенно важны знания о… Проблема … особенно актуальна в наши дни… Проблема … особенно актуальна в наши дни…

Возможные способы развертывания текста- рассуждения Модель 1 (объяснение значения тех или иных знаний или речевых умений для грамотного владения русским языком) 1 Определяем проблему 2 Формулирование генерального тезиса 3 Обоснование (аргументация) 4. Вывод.

Возможные способы развертывания текста- рассуждения Модель 2 (раскрыть смысловую, стилистическую, художественную роль тех или иных языковых явлений в тексте, обосновать их назначение личными примерами) 1 Представьте предмет исследования. 2 Обозначьте проблему. (Наиболее оптимальная форма – с помощью вопроса.) 3 Тезис. 4 Обоснование (аргументация) 5 Вывод.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, итак, в заключение, как видим … союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы… синтаксические конструкции: итак, можно убедиться в том, что…; таким образом, можно увидеть, что…; в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ лексические, местоименные и синонимические повторы: автор – он, Виктор Некрасов, писатель и т.д. порядок слов (наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения) Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ!

Прочитайте текст (1) Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2) В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удаётся достичь в реальной жизни. (3) В средствах массовой информации сегодня нередко прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятка часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4) В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5) Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться. (6) Однако есть немало здоровых, успешных, состоявшихся людей, ежедневно уделяющих онлайн-развлечениям довольно много времени. (7) С чем это может быть связано? (8) Привлекательность этих игр, помимо их замечательных технических характеристик, возможно, обусловили многие факторы. (9) Во- первых, эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами агрессии. (10) Во-вторых, они близки человеческой природе: идея о том, чтобы прожить другую, более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала людей. (11) Кроме того, таким образом может восполняться недостаток так называемого макростресса – напряжения, возникающего под влиянием внешних обстоятельств, которое заставляет человека мобилизовать свои силы и дарит ему ощущение полноты жизни.

(12) Опасный момент возникает, когда человек чересчур увлекается этими играми. (13) Грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой, и он перестаёт осознавать, что чем больше времени тратит на игры, тем меньше реализует себя в действительности. (14) И тогда не исключено формирование зависимости, а она игрока не отпустит. (15) Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах. (16) И если кто-то из ваших близких слишком, на ваш взгляд, увлёкся онлайн-развлечениями, то можно напомнить ему, что отношение к подобному фанатизму общество выразило весьма хлёсткой фразой: «От компьютерной любви дети не родятся». (17) Да, в киберпространстве обычный человек может стать супергероем, приобрести великолепный дворец, выиграть чемпионат мира, стать гениальным учёным или миллиардером, но эти достижения эфемерны. (По Ж. Идрисовой)

Напишите сочинение Тема сочинения: «Почему вводные слова уместно использовать в тексте- рассуждении?» Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ж. Идрисовой. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение - рассуждение Вступление Вводные слова – это слова или сочетания слов, которые выражают отношение говорящего к высказыванию, источник сообщения, способ выражения мысли, последовательность мыслей, призыв к собеседнику, экспрессивный характер сообщения. Тезис Вводные слова и предложения очень уместно использовать в тексте – рассуждении, так как они помогают автору последовательно изложить материал, установить связи между его частями, подвести итог сказанному.

Сочинение - рассуждение Аргументы Например, в предложениях 9, 10 Ж. Идрисова использует слова «во-первых» и «во-вторых» для нумерации приводимых ею причин популярности компьютерных игр. А в предложении 15 вводное словосочетание помогает подвести итог сказанному. Вывод Таким образом, правильное употребление в сочинении – рассуждении вводных слов и предложений сделает его более логичным, организованным, а значит, и более понятным читателю.