Тема урока: Российская империя на рубеже 18 – 19 вв. Реформы М.М.Сперанского. Откройте, пожалуйста, учебник параграфы Прочитайте данные параграфы и выполните задания данные в презентации. ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА! Сегодня актированный день и урок пройдет в дистанционной форме.
Территория России в 1 половине 19 в. В начале 19 в. Россия занимала 1/6 часть суши Площадь территории в сер. 19 в. – 18 млн. кв.км. Страна состояла из 69 губерний, которые делились на уезды.
Территория России в 1 половине 19 в. В первой половине 19 в. в состав России вошли: ГРУЗИЯ (добровольно); ФИНЛЯНДИЯ и ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ (в результате войн со Швецией и Францией)
Состав населения (млн. чел)
Верования народов религия народы православие Русские, украинцы, белорусы католицизм Поляки протестантизм Латыши, эстонцы ислам Татары, башкиры буддизм Калмыки, буряты язычество Народы Сибири и Дальнего Востока
Социальная структура ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ сословия Дворянство Духовенство личное потомственное
Социальная структура ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ сословия Купечество Почетные граждане (1832 г.) Потомственные Купцы 1 гильдии Ученые, Художники Дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом Личные Чиновники до 12 ранга Дети духовенства без образовательного ценза
Социальная структура ПОДАТНЫЕ сословия Крестьяне Мещане Удель- ные Государст- венные Владельческие (крепостные) Различные категории городских жителей
Социальная структура Казачество Полупривилегированное военное сословие Разночинцы лично свободные люди «разных чинов», не принадлежащих ни привилегированному, ни податному сословиям (интеллигенты, выходцы из мещан)
Социальная структура Сосло- вие Права и обязанности Кол-во и % населения
ДВОРЯНСТВО Владело землей и крепостными крестьянами, занимало государственный должности, освобождено от обязательной службы 225 тыс. чел. (1,07%)
ДУХОВЕНСТВО Освобождено от рекрутской повинности и телесных наказаний 215 тыс. чел. (1%)
КУПЕЧЕСТВО Имело право вести торговлю. Купцы 1 гильдии- крупную внутреннюю и внешнюю торговлю, 2 гильдии – крупную внутреннюю, 3 гильдии – мелкую внутреннюю. 119 тыс. чел. (0,6%)
МЕЩАНСТВО Платило подати (налоги) Рекрутская повинность 750 тыс. чел. (3,6%) КРЕСТЬЯНСТВО Платило подати (налоги) Рекрутская повинность 11 млн 950 тыс чел. (85,5%)
КАЗАЧЕСТВО Военно-крестьянское сословие Несло службу на границах 1,5 млн чел. (7,2%)
Экономическое развитие В основе экономики России лежала крепостная система хозяйства. Крепостное право тормозило развитие промышленности и сельского хозяйства. ??? Почему? Ответить письменно в тетради.
Политическое развитие Политический строй – самодержавная монархия. Вся власть в стране принадлежит императору.
Проект реформ М.М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский выдающийся государственный деятель первой половины XIX века г. – статс- секретарь императора г. – заместитель министра юстиции.
Михаил Михайлович Сперанский 1809 г. – проект реформ «Введение к уложению государственных законов».
Реформы государственного управления
Император Государственный Совет (создан в 1810) Комитет министров Министерс- тва Государственная Дума Губернские думы Окружные думы Волостные думы Сенат Губернский съезд Окружной съезд Волостной съезд Исполни- тельная власть Законодательная власть Судебная власть
Реформы государственного управления Гос. Совет - совещательный орган, назначаемый императором. Гос. Дума обсуждает законопроекты, и передает их на утверждение Гос. Совету и императору. Челны Сената назначаются пожизненно, нижестоящие суды выборные.
Социальная структура России по проекту Сперанского С. 18 Составьте схему, в которой будут отражены сословия России и их права по проекту Сперанского
Социальная структура России по проекту Сперанского население ДВОРЯНСТ- ВО СРЕДНЕЕ СОСТОЯНИЕ (купцы, мещане, гос-ые крестьяне) НАРОД РАБОЧИЙ (помещичьи крестьяне, слуги, рабочие) Все гражданские и политические права Политические права, избирательные (только имущие) Гражданс- кие права
1812 г. – отставка М.М. Сперанского С Причины отставки Сперанского. Почему дворянство было недовольно идеями Сперанского? Ответить письменно в тетради.
Домашнее задание Параграф 1-3 прочитать.