VII Районная научно- практическая конференция для учителей иностранного языка «НАША НОВАЯ ШКОЛА – школа педагогической толерантности» ИМЦ Центрального района Методист по иностранным языкам - Н.Н. Батюкова
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает: В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь. Во французском-"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском- "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других» В арабском "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим",. В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению". В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения» В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.
Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Отсюда – ряд правил воспитания: 1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка. 2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. 4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности: - терпение, - умение владеть собой, - доверие, - чуткость, - способность к сопереживанию, - снисходительность, - расположение к другим, - чувство юмора, - терпимость к различиям, - доброжелательность, - гуманизм, - любознательность, - умение слушать, - несклонность осуждать других, - альтруизм.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства.
Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения. А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, является ярким антиподом ранее описанного типажа.
Правила поведения толерантного учителя: 1. Воспитывать с любовью и во имя любви 2. Воспитывать в духе мира 3. Быть примером для детей и общества 4. Избегать жестких иерархических отношений 5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения 6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого 7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе 8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности 9. Быть справедливым 10. Уметь слушать
Успешный урок Успешный урок Что мешает учителю сделать урок успешным? 1. Отсутствие собственных метапредметных интересов и умений, которые бы могли быть весьма значимы для учеников. 2. Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми и взрослыми, которые не дают достаточного педагогического авторитета, чтобы быть услышанными, быть уважаемыми, быть любимыми: несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма; неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке (во внеклассной работе по предмету); неумение быть увлекательным, убедительным и успешным педагогом; неумение удерживать дисциплину на уроке; неумение создавать возможности для успеха каждого ученика.
Формы и методы воспитания толерантности: Беседа Встречи с интересными людьми Вечера отдыха Экскурсии Путешествия, выход на природу Совместные творческие дела Дискуссии Игровые и конкурсные программы Классные часы Акции милосердия Игровые тренинги
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. Можно выделить ТРИ ГРУППЫ ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе: Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп. Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль. Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком. Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица. Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации. Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д. Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения. Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу. Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.). Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.). Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.
Описанные приемы могут применяться учителем, классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.
Упражнение «Синквейн» Цель: подведение итогов. Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строчек, которое требует синтеза информации в кратких выражениях. 1 строка – тема, существительное о котором пойдет речь. 2 строка – 2 прилагательных, описание признаков и свойств объекта. 3 строка – 3 глагола, характерные действия этого существительного. 4 строка – предложение из 4 или более слов, которое выражает личное отношение к предмету. 5 строка - слово-резюме, характеризующее суть предмета. Толерантность Любовь Авторитет Доброта ПРИМЕР: 1. Терпение 2. Невраждебный, конструктивный 3. Взаимодействовать, уважать, прислушиваться 4. Мудрость человеческая в терпимости. 5. Миролюбие.
Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Если хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды соблюдайте девять правил от Д. Карнеги: 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника. 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать. 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж. 6. Выражайте людям одобрение по поводу их удачи и отмечайте каждый их успех. 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима. 9.Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Важно не только то, о чем мы говорим сегодня, а то, что вы вынесете в реальную жизнь, как изменятся ваши отношения с учениками.
Диагностика толерантности Диагностика толерантности Диагностика аффективной толерантности Диагностика гендерной толерантности Диагностика коммуникативной толерантности Диагностика конфессиональной (религиозной) толерантности Диагностика межличностной толерантности Диагностика педагогической толерантности Диагностика социальной толерантности Диагностика толерантности к неопределенности Диагностика фрустрационной толерантности Диагностика этнической (межнациональной) толерантности Диагностика аффективной толерантности Диагностика гендерной толерантности Диагностика коммуникативной толерантности Диагностика конфессиональной (религиозной) толерантности Диагностика межличностной толерантности Диагностика педагогической толерантности Диагностика социальной толерантности Диагностика толерантности к неопределенности Диагностика фрустрационной толерантности Диагностика этнической (межнациональной) толерантности
Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) Инструкция: «Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов совсем неверно, 1 верно в некоторой степени, 2 верно в значительной степени, 3 верно в высшей степени. Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов, но будьте искренни».
1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей. 1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы 2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди 3 Шумные детские игры переношу с трудом 4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно 5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня Всего: 2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя. 1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник 2 Меня раздражают любители поговорить 3 Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу 4 Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры 5 Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня Всего:
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем девяти признакам, и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. Обратите внимание на то, по каким из девяти предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнеe.
Вопросы толерантного поведения приобрели в последнее время широкую актуальность в мировом масштабе. Весьма существенны они и для новой российской действительности. При этом вопросы формирования толерантного поведения, то есть воспитание толерантности в процессе обучения приобретает ныне первостепенный практический интерес. Не случайно ещё несколько лет тому назад, бывшая в то время вице-премьером Правительства РФ В.И. Матвиенко возглавила педагогическую программу «Толерантность». В настоящее время Президентскую программу «Толерантность» возглавляет профессор МГУ А.А. Асмолов, психолог по образованию, долгое время бывший зам. Министра образования РФ.
Говоря о толерантности, следует помнить, что этот термин имеет три близких смысла. Первый - это терпимость человека к обстоятельствам и окружению. Такое понимание термина широко распространено в социальной сфере. В этом смысле термин применяется и в педагогике. Второй смысл термина - переносимость лекарственных средств. Наконец третий смысл, используемый только в английском языке - качество обработки, то есть совместимость поверхностей.
Толерантность в педагогике имеет два аспекта Первый - это терпимость учителя к эмоционально не очень приятным ему ученикам. Именно на выработку умения быть терпимым, по детским понятиям «справедливым», должна быть нацелена методика подготовки учителя. При её достижении учитель будет чувствовать себя на занятиях более комфортно и, тем самым будет получать дополнительное удовлетворение от своей профессиональной деятельности
Соответствующим проблемам, которые связаны с преодолением стереотипов поведения и восприятия, посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных психологов. Они же дали и основу классификации этих стереотипов (А.А. Реан и Я.Л. Коломинский, 1999). В соответствующих работах намечены и возможные пути преодоления негативных сторон в поведении учителя, которые связаны с ролью ожидания учителем определённого поведения ученика.
Второй аспект толерантности в педагогике - это воспитание навыков толерантного поведения у обучающихся. В России в последнее время основное внимание в этом плане уделяется проблемам воспитания толерантных отношений между учащимися разных национальностей и конфессий. Сейчас в нескольких регионах нашей страны появились многочисленные диаспоры жителей других государств СНГ. Явные и неявные трения между ними и коренным населением привлекают к себе самое широкое внимание. Эти трения могут продолжаться и во внеучебной обстановке.
Конфликты на основе расовой нетерпимости в различных городах страны известны достаточно хорошо. В то же время надо отметить то обстоятельство, что многие из этих конфликтов происходят там, где воспитанию толерантности учащихся в период школьного обучения и во время пребывания в стенах высшего или среднего профессионального образовательного учреждения не было уделено достаточного внимания.
Конфликты неизбежны и неустранимы, НО Ими можно управлять, То есть, Устранять причины, Корректировать поведение, либо Поддерживать уровень конфликтности в контролируемых пределах
Проблемы межнациональных отношений в среде молодёжи волнуют не только российское общество. Соответственно за рубежом большое внимание уделяется изучению различных этнических групп и проблем межнациональных отношений. (См. например, книгу болгарской исследовательницы Е. Сачковой, 2000). При этом основное внимание уделяется проблемам культурного разнообразия и межнациональных, в первую очередь, разноязычных контактов.
Не случайно ЮНЕСКО объявила день 21 мая днём, когда весь мир отмечает культурное многообразие мира. Эта организация также приняла «Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о культурном разнообразии». Проводятся ежегодные международные конференции по проблемам межкультурных контактов, в частности в процессе образования. В то же время зарубежные исследователи практически уделяют мало внимания тем вопросам, которые наиболее актуальны для российской педагогики. В частности в них почти не уделяется внимания анализу межличностных напряжений, которые обусловлены принадлежностью учащихся к различным социальным группам.
В зарубежных исследованиях, также как и в большинстве наших отечественных работ, главная роль отводится АНАЛИЗУ сложившейся в том или ином случае ситуации. Вопросам же предотвращения этих ситуаций и выработке в процессе обучения навыков толерантного поведения учащихся внимания уделяется намного меньше. Нашей основной целью является желание кратко указать на некоторые особенности воспитания толерантного поведения в процессе обучения.
Известно, что ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это разумная тактика при столкновении с различного рода противоречиями и напряжениями. Широко распространённым способом борьбы с конфликтными ситуациями является попытка уничтожить эти ситуации. На самом деле этот путь в принципе является тупиковым. Известно (см. например, В.Н. Романенко, 1997), что одной из общих черт мироздания является то, что при большом количестве однообразных по свойствам объектов, начинается их стратификация. Это верно, как в неживой, так и в живой природе и, конечно же, в социальной жизни. В результате возникает определённое многообразие, а на границах его областей возникают напряжения.
Поскольку вся структура мироздания и, в частности, структура социальной жизни иерархична, то в случае снятия напряжений на одном уровне многообразия, напряжения переносятся на другой уровень. При этом их степень напряжённости часто становятся ещё большей. Таким образом, задача по предотвращению агрессивного разрешения противоречий сводится не к удалению источника напряжений, поскольку как следствие этого возникнут новые напряжения, а к переводу напряжений из конфликтной формы в более мирную форму, скажем в форму состязательную (см. Intercultural Education, 1999).
В идеале педагог должен чётко понимать, что его задачей не являются бесплодные попытки по уничтожению напряжений и трений в коллективе учащихся и между педагогами и обучающимися. Задачей педагога является выработка знаний и умений в работе по преодолению вредных последствий межличностных трений. Это связано с разработкой не только теоретической, но и практической методики выработки навыков толерантного поведения.
Вторым важным обстоятельством, которое должно учитываться в педагогической работе, является чёткое понимание того, что толерантное поведение связано с взаимодействием двух сторон. Часто встречается представление о том, что толерантность - это, прежде всего, некая уступчивость, стремление понять своего оппонента и т.д. Данное, безусловно справедливое, представление в то же время теряет свой смысл, если оппонирующая сторона воспринимает компромиссы, как часть капитуляции своего противника. Мировая политическая практика знает много примеров, иллюстрирующих это обстоятельство.
Однако и в повседневной жизни учебного коллектива правильное толерантное поведение должно чётко ограничивать свои границы твёрдыми требованиями, основанными на признании взаимных интересов всех сторон конфликта. Итак, проблема формирования толерантного поведения в учебном процессе может быть в первом приближении разбита на две задачи.
Первая задача сводится к воспитанию, а часто и к самовоспитанию, толерантного поведения учителя. Вторая сводится к воспитанию навыков толерантного поведения учащихся. Успешность в решении обеих этих задач чётко проявляется при непосредственном общении педагога и ученика, то есть в самом педагогическом процессе. В результате должен быть обеспечен необходимый эмоциональный фон педагогического процесса. Это, в свою очередь, влияет как на характер усвоения учащимися преподаваемых дисциплин, так и на профессиональную удовлетворённость педагога своей практической деятельностью.
Говоря о взаимодействии педагога и обучающегося необходимо, прежде всего, обратить внимание на его умение вести дискуссию. Естественно, что никто не спорит с тем, что это умение очень важно. Тем не менее, работ всерьёз освещающих эту проблему крайне мало. Одной из лучших в этом плане является работа Н.И. Панкратова, Умение вести диалог с учащимися связано с культурой речи преподавателя. (По этому поводу полезно ознакомится со сборником статей «Об ораторском искусстве», 1980). Толерантное поведение педагога проявляется в его умении вести дискуссию с оппонентом младшего возраста в уважительном стиле. Культура этого плана особенно важна при споре «старшего с младшим, учителя с учеником».
Известно, что с ростом стажа все учителя приобретают элемент самоуверенности, а иногда авторитарности в любой беседе. Это особенно страшно именно при работе с детьми. В общественной жизни России исторически сложилась традиция агрессивного ведения дискуссий, без учёта мнений противной стороны (Н.И. Панкратов, 1992). Этот метод ведения дискуссии многократно тиражируется средствами массовой информации. Поэтому желательным является то, чтобы каждый преподаватель был знаком с успехами в области воспитания толерантного поведения, достигнутым за рубежом.
Ряд достижений этого плана можно понять, ознакомившись со сборниками Multicultural Education, 1998 и Intercultural Education, В зарубежную педагогическую практику введён даже термин Мультикультурное обучение. Он означает обучение в среде разных (национальных, конфессиональных, расовых) культур. Вышло в свет даже специальное исследование по обучению детей национальных меньшинств в Швейцарии. Оно выполнено доц. Софийского университета Е. Сачковой, 2000.
В мире и в России имеется большое количество ТЕСТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ. Они включают в себя вопросы типа знаменитого «Что бы Вы сказали, если бы Ваша дочь вышла замуж за негра?» Однако, большинство этих тестов рассчитано на оценки таких проблем, как толерантность по отношению к курящим соседям или по отношению к ВИЧ инфицированным людям. Эти, несомненно, важные тесты сосредоточены на контроле и фиксации уже сложившейся ситуации, но они не уделяют внимания проблемам воспитания толерантности, что является основной задачей учителя школы.
Говоря о воспитании толерантного поведения учащихся, чаще всего обращают внимание на то, что одним из путей сглаживания противоречий в обществе является «знакомство друг с другом». Например, учащимся предлагается дать знакомство с условиями жизни инвалидов, основами других религий и т.д. Любой учитель, вне всякого сомнения, должен знать о таких приёмах и быть знакомым с необходимыми источниками информации, чтобы в случае необходимости быть готовым провести такое занятие. Однако он должен знать и другие методы формирования толерантного поведения. Для этого он должен чётко представлять, что толерантное поведение возникает при создании соревновательных условий в окружении. Сказанное означает, что ученик должен уметь находить контакты с любыми своими одноклассниками
Эта идея, как известно, использовалась А.С. Макаренко и описана в его книге «Педагогическая поэма». Основной смысл этой идеи - сменный состав рабочих бригад, нацеленный на то, чтобы менялись взаимодействующие индивиды, и каждый воспитанник мог пройти через командные должности и проявить себя. В жизни это означает, что, например, учитель математики должен стоять иногда перед выбором тренировать ли постоянно особую команду для участия в олимпиадах, или же работать со сменным её составом, когда важнее выработка взаимодействия и взаимопонимания между членами команды. Задача обязательной победы при этом отходит на второй план. Иными словами - это реализация олимпийского лозунга: «Главное участие, а не победа».
Мы полагаем, что у каждого учителя практика должен быть сборник примеров (самому их быстро не всегда возможно найти), показывающих особенности поведения и быта разных народов. Так, на уроке математики полезно рассказать, что десятичные дроби, корни, обратные тригонометрические функции и ряд других обозначений в США иные по отношению к Европе. Записи дат типа число, месяц, год характерны для России и Германии. Весь англоязычный мир пишет месяц, число, год, а в ряде азиатских стран пишут дату в порядке год, месяц, число. Эти внешне безобидные примеры, показывают разницу в мироощущении разных людей и позволяют ученику быть готовым к бесконфликтной и доброжелательной встрече с другой субкультурой.
Преподаватели литературы в школе всегда подробно обсуждают Войну и мир Толстого. При этом во время занятий часто идёт речь о событиях 1805 года и о разгроме Наполеоном австрийской армии генерала Мака. В этом случае весьма полезно обратить внимание учащихся на следующий малоизвестный в широких кругах факт. Одной из причин поражения австрийцев в этом сражении было то, что русская армия опоздала прийти на встречу с австрийцами к назначенному сроку. Причиной этого опоздания явилось то, что дату встречи российские генералы считали по принятому в России юлианскому календарю, а австрийские генералы жили по григорианскому календарю. Взаимное непонимание и соответствующие упрёки были связаны с незнанием культурного обихода двух наций. Наполеон же, это факт календарных расхождений заранее учёл. Об этом он прямо пишет в своих мемуарах.
Имеется большое количество примеров такого рода, которые относятся к разным областям жизни и в то же время понятны и доступны учащимся. Эти примеры должны исподволь приводиться и обсуждаться на занятиях в течение всего периода обучения. Аналогичная работа должна проводиться и во время внеклассной работы. Комплексный характер требуемых для этого мероприятий очевиден. Только на основе подобной комплексной работы можно добиться положительных сдвигов в решении этой непростой проблемы.
Библиографическая ссылка Корец В.В., Никитина Г.В., Романенко В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА // Успехи современного естествознания. – – 8 – С URL: how_article&article_id= www.rae.ru/use/?section=content&op=s how_article&article_id=
Педагогическая толерантность Это способность педагога понять, признать принять ученика таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, форм поведения[1]. Педагогическая толерантность представляет собой интегральное образование, являющееся одной из системообразующих характеристик личности педагога.
Компоненты педагогической толерантности, основные механизмы и факторы их формирования. Соотношение механизмов, факторов и компонентов педагогической толерантности отражено в таблице
Компоненты педагогической толерантности Механизмы формирования педагогической толерантности Факторы формирования педагогической толерантности 1 Мотивационно- ценностный Установка Ценностные ориентации Педагогическая направленность; Альтруистическая направленность; Эмоционально-волевая готовность к равноправному диалогу, эмпатии, рефлексии, толерантным отношениям. 2 Когнитивный Интерес и потребность в знаниях о толерантности Самообразование и самовоспитание Интерактивность обучения Самопознание и саморазвитие 3 Эмоционально- волевой Эмпатия Саморегуляция Эмоциональная устойчивость; Эмоциональная гибкость; Рефлексия Удовлетворенность собой и своей будущей профессиональной деятельностью 4 Поведенческий Идентификация Децентрация Принятие Аффилиация Субъект-субъектные отношения
В технологии профессионального развития личности выделены четыре стадии оптимизации личности и поведения профессионала: подготовка, осознание, переоценка, действие; процессы, происходящие на каждой стадии; комплекс методов воздействия. Модель объединяет основные процессы изменения поведения: мотивационные (1 этап); когнитивные (2 этап); аффективные (3 этап); поведенческие (4 этап).
На первом этапе - мотивационном, происходит осознание проблемы толерантности, формируется потребность и интерес к вопросам педагогической толерантности. Факторами и механизмами формирования педагогической толерантности на этом этапе становятся: установка к изучению проблемы толерантности и педагогики толерантности, мотивация, педагогическая направленность, децентрация.
Второй этап – когнитивный, предполагает внутреннюю рефлексию, результатом которой является сознательный, осмысленный и ответственный выбор педагога в построении толерантных взаимоотношений.
На эмоционально-волевом этапе регулируются эмоциональные составляющие педагогической толерантности. Работа по развитию эмоциональной сферы педагога начинается с формирования эмоциональной культуры. Эмоциональная напряженность, преобладающая в профессиональной деятельности педагога, требует развития эмоциональной устойчивости по средствам адаптации к напряженным факторам деятельности и применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния.
Поведенческий этап характеризуется развитием и формированием у педагога способности к толерантному высказыванию. Предполагается, что педагог осознаёт свой уровень эгоцентризма, работает над преодолением стереотипов, способен противостоять разного рода психологическим трудностям, сохраняя при этом психологическую адаптацию, способен идентифицировать себя с другим субъектом, группой.
В процессе разрешения конфликтов важную роль играет толерантность. Толерантность – это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность рассматривается как ценность, установка и личностное качество.
Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). По направленности толерантности можно выделить: внешнюю и внутреннюю толерантность.
Внешняя толерантность (к другим) – сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы; Внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать в этих условиях.
Педагогика толерантности Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение постепенно входит в образование. Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания. В отечественной педагогике и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. существуют разные понимания педагогики толерантности:
Педагогика толерантности -она понимается как объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды; - самостоятельное направление, организуемое рядом принципов: во-первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрывается суть терпимости и толерантности как гуманистические ценности, во-вторых, рассматриваются суть терпимости и толерантности, психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.
Ненасильственное разрешение конфликтов как одна из задач педагогики толерантности Цель педагогики толерантности – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов – одна из важных задач педагогики толерантности.
Важной задачей педагогики толерантности признается развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством развития СПОСОБНОСТИ к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым».
Одна из задач педагогики толерантности – организация работы по переподготовке всех, кто имеет отношение к образованию: развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений. Ответьте на вопросы: Что такое педагогическая толерантность? В чем отличие внутренней и внешней толерантности? Какие задачи ставит перед собой педагогика толерантности?
Под педагогической толерантностью надо понимать владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию толерантности своей личности, личности учащихся и их родителей; как качество личности; как норма своего поведения, представляющая собой одну из составляющих педагогической этики. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.
ЛЮБИТЕ, ДРУГ ДРУГА И УЧИТЕСЬ ПРОЩАТЬ!
С п а с и б о з а в н и м а н и е 71
Вертушка мира