Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Центрального района Санкт-Петербурга «Гармония»
Использование мнемотехнических приёмов в познавательно- речевом развитии детей старшего дошкольного возраста представляет педагог Шеверновская Наталья Евгеньевна
« Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Мнемотехника- система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Цель обучения мнемотехники: Развитие психических процессов- памяти, мышления, воображения, внимания, логики и речи. Задачи мнемотехники: Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи. Формирование навыков перекодирования информации (превращение абстрактных символов в образы). Развитие творческих способностей, фантазии.
Построение работы Метод От простого к сложному Солнышко: светит, пригревает Вода: ручей, река- течёт, бежит Ласточка: прилетает
Мнемодорожка: Пригревает жарко солнце, На дворе журчат ручьи, А у нашего оконца Стайка ласточек кричит.
Формы работы Пересказывание рассказа с помощью мнемотаблицы. Составление описательных рассказов. Заучивание стихотворение с использованием мнемотаблиц.
Пересказывание рассказа с помощью мнемотаблицы Этапы работы: Чтение текста и демонстрация картинок; Ответы на вопросы по содержанию; Рассматривание каждой ячейки мнемотаблицы; Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу; Коллективный пересказ; Самостоятельный пересказ текста детьми; Анализ пересказов.
Составление описательных рассказов Этапы работы : Рассматривание каждой ячейки мнемотаблицы. Разбор содержания ячейки в вопросно- ответной форме. Составление совместно с детьми рассказа. Составление детьми описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу самостоятельно. Анализ детских рассказов.
Цвет. Форма. Величина. Материал. Части игрушки. Действия. Модель для составления описательного рассказа: ИГРУШКИ
Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы Этапы работы над стихотворением: Выразительное чтение стихотворения. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Повторное чтение стихотворения. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых помочь детям усвоить основную мысль. Выявление и объяснение значения непонятных слов (в доступной для детей форме). Чтение отдельно каждой строчки стихотворения- составление мнемотаблицы. Повторение строчки педагога с детьми. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу педагогом. Чтение детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Результаты: Появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, считалок. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, словарный запас выходит на более высокий уровень. Дети преодолевают робость, застенчивость. Учатся свободно держаться перед аудиторией.
Работа с родителями