ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ Т.В. Коротаева, старший научный сотрудник ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»
Статья 48 Федерального Закона 273 «Об образовании в Российской Федерации» « педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обязаны применять педагогические обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» (П. 1,5,7).
высокий творческий потенциал аналитические и коммуникативные способности Требования к педагогическому работнику современной системы образования умение самообразовываться и самосовершенствоваться
Современное средство профессионального саморазвития педагогов –план-программа «Индивидуальная траектория профессионального развития»
Индивидуальная траектория профессионального развития педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Компетентность – результат интеграции мета компетентностей и личностных характеристик. Метакомпетентность – универсальная характеристика человека, проявляющаяся во всем спектре компетентностей, которыми он владеет. -способность к рефлексии -способность к децентрации -коммуникативность Компетенция – конкретная стратегия успешной деятельности, обеспечивающая решение задач, преодоление препятствий и достижение целей.
Профессиональная компетентность – способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты: "профессионализм", "квалификация", "педагогическая культура", "педагогическая образованность". Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм педагогического работника.
Новое качество профессиональных компетентностей - это восприимчивость к реализации новых образовательных технологий, в том числе информационных, способность решать профессиональные задачи в условиях выбора и неопределенности, в контексте повышения уровня: профессиональной мотивации в учебной и внеурочной деятельности на основе развития самостоятельности.
Целью и результатом реализации индивидуальной траектории профессионального развития является развитие профессиональной компетентности педагога.
Межаттестационный период педагогического работника охватывает следующие этапы: 1. Прогностический (оценка педагогической деятельности и разработка программы профессионального развития). 2. Технологический (реализация программы профессионального развития). 3. Аналитический этап предполагает соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами профессионального развития.
В индивидуальной траектории профессионального развития педагога отражаются три основных направления деятельности: 1. Самообразование педагога. 2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе. 3. Участие педагога в методической работе образовательной организации.
Направления, в рамках которых педагог может заниматься самообразованием: профессиональное (теория преподавания предмета); психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы); коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса); личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт)
В индивидуальной траектории профессионального развития педагог может сформулировать: цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной образовательной программой; развитием обучающихся. профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать; средства (модели, механизмы, методы, техники, технологии) решения поставленных целей и задач.
Цель ИТПР: Повышение педагогического мастерства, творческий рост и раскрытие собственного потенциала, создание личного имиджа педагога. Задачи: Проведение самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. Совершенствование своих знаний в области психологии и педагогики. Развитие навыков публичных выступлений. Разработка дидактических материалов, учебных программ, проектов, методических приёмов. Апробирование созданных материалов, осуществление проектов. Внедрение новых технологий в образовательную деятельность. Обобщение собственного педагогического опыта, публикации материалов
Сроки реализации индивидуальной траектории профессионального развития педагога могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовка к аттестации или подготовка к введению ФГОС, др.).
Пример плана индивидуального развития педагога Выполнено «+» Не выполнено «-» п/п Название мероприятия Сроки проведения Формы участия педагога Форма представлен ия результатов Анализ, место представления результатов Отметка о выполнении 1 Проведение открытых уроков в рамках ШМО Первая неделя октября Самостоятельное конструирование уроков Активный участник Открытый урок. ШМО + 2 Работа в ПГ по подготовке к введению ФГОС ООО. Разработка программы КК. Проведение открытого занятия. В течение года Разработка программы КК, планов занятий. Активный участник Открытое занятие КК. Статья ПГ Сайт школы, сайт ИРО ПК + 3 Методический фестиваль «Мои педагогические новинки» май Обмен практическим опытом с коллегами. Творческий отчет. ШМО - 4 Аттестация 2 раза в год Оформление портфолио Портфолио Самоанализ + Методическую тему, форму, способ разработы педагог выбирает сам
Алгоритм разработки индивидуальной траектории профессионального развития педагога предусматривает: 1. диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога; 2. составление на основе полученных результатов индивидуального маршрута профессионального развития; 3. реализацию маршрута; 4. рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Основной продукт деятельности учителя, реализующего план – программу индивидуального профессионального развития: ПОРТФОЛИО как демонстрация профессионального роста и саморазвития педагога; как основание для материального и морального стимулирования педагога по результатам деятельности
Не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения портфолио пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!». Не стремитесь сразу «равномерно» заполнить все пункты портфолио: выявите прежде всего то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в настоящее время. Будьте достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности в дальнейшем.