Легко ли быть подростком? Социальный педагог МБОУ «Вознесеновская СОШ» Подставкина Т.А.
Что такое социум? социум
Окружающая среда 1. Проблема социального непослушания Проблема 2. Проблема безнравственности Проблема 3. Проблема социальной неудачи Проблема 4. Проблема социальных болезней и социального неприятия (жертвы)Проблема
Окружающие люди 1. Проблема социального насилия (дедовщина) Проблема 2. Проблема социальной агрессии (социальный экстремизм)Проблема 3. Проблема конкуренции Проблема 4. Проблема социального отчуждения Проблема
Пространство нашей свободы 1. Проблема социальной безответственности Проблема 2. Проблема отсутствия совести (внутреннего регулятора)Проблема 3. Проблема разумного решения (социальная дурость)Проблема 4. Проблема социального самоопределения Проблема
Проблема социального непослушания (не хочу выполнять, не хочу слушаться) грамотно организованный распорядок жизни и для себя, и для ребенка совместно придуманные правила (чем меньше правил, тем больше выполняют)
Проблема Проблема безнравственности ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Проблема Проблема социальной неудачи (в школе, в семье, …) Поддерживать успех Разнообразить виды деятельности
Проблема Проблема социальных болезней и социального неприятия (жертвы) Развитие умений самозащиты (психологической, физической) Обеспечение безопасности
Проблема Проблема социального насилия (дедовщина) Развивать умение общаться в коллективе
Проблема Проблема социальной агрессии (социальный экстремизм) Теплота отношений Сопереживание к прошлому, к ветеранам
Проблема Проблема конкуренции Воспитывать практику договора, сосуществования Учить договариваться
Проблема Проблема социального отчуждения Давать подростку право голоса Не критиковать Не сравнивать
Проблема Проблема социальной безответственности Учить брать на себя обязательства, ответственность
Проблема Проблема отсутствия совести (внутреннего регулятора) Создавать ситуации нравственного выбора Учить прислушиваться к себе
Проблема Проблема разумного решения (социальная дурость) Учить размышлять Говорить о последствиях
Проблема Проблема социального самоопределения Больше оптимизма, позитива в общении с подростком
Упражнение «Звезда»
Наши ошибки в воспитании подростков
Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить» Мнение родителей: Почему подростки так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. «Мама больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!
Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить» Совет родителям: Обещание больше не любить своего ребенка - одно из сильнейших средств воспитания. Однако, эта угроза, как правило, не осуществляется. А подростки прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – ребенок будет воспринимать вас как людей лживых.
Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить» «Я люблю тебя, но твое поведение я не одобряю»
Безразличие «Делай что хочешь, мне все равно» Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Подросток сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, подростка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.
Безразличие «Делай что хочешь, мне все равно» Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Безразличие «Делай что хочешь, мне все равно» «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. И в любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета»
Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная» Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная» Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.
Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная» «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем»
Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам» Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего ребенка, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам» Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.
Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам» «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу»
Правила написания синквейна 1 строка: название темы, выраженное одним словом (существительное или местоимение); 2 строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях; 3 строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы; 4 строка: фраза из 4 слов, показывающая ваше отношение к теме; 5 строка: завершение темы, синонимом первого слова, выраженное любой частью речи.
Где любят нас - лишь там очаг родимый. Д.Н.Байрон