Тема по самообразованию учителя английского языка первой квалификационной категории Кошкиной Г.Ф. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий. Презентация к выступлению на педсовете.
ФГОС Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевая компетенция развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; социокультурная/межкультурная компетенция приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий ;
Российский вариант Общеевропейский вариант 1. языковая1. лингвистическая 2. речевая2. социолингвистическая 3. социокультурная 4. компенсаторная4. дискурсивная 5. учебно-познавательная5. стратегическая 6. социальная Таблица 1.Компонентный состав коммуникативной компетенции Из материалов Творческого отчета по самообразованию
Под лингвистической (языковой) компетенцией понимается способность конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами иностранного языка, и использовать их в том назначении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции. Лингвистическая компетенция является основным компонентом коммуникативной компетенции. Без знания слов и правил образования грамматических форм, структурирования осмысленных фраз невозможна никакая вербальная коммуникация
Социолингвистическая компетенция заключается в умении выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего, социальной и функциональной роли коммуникантов, взаимоотношений между ними и т.п. Под дискурсивно (речевой) компетенцией понимается способность использовать определенную стратегию для конструирования и интерпретации текста. В составе дискурсивной компетенции рассматривается спецификация письменных и устных типов текстов и тактик речевого поведения. При этом различаются типы текстов, которые учащийся способен продуцировать и те, которые он должен интерпретировать
Социокультурная компетенция подразумевает знакомство с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, с теми элементами социокультурного контекста, которые необходимы для прохождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, страноведческие знания и т.д. Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение же вступать в коммуникативный контакт требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.
Стратегическая (компенсаторная и учебно-познавательная) компетенция позволяет компенсировать особыми средствами недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.
Тема урока: Рождество в Англии 3 класс (Самоанализ урока) по теме 2 «Счастливые уроки в лесной школе» Этапы урока. Организационный момент– настраивала учащихся на работу, дети сами ставила цели. Фонетическая зарядка– чтение стихотворения и произнесение некоторых звуков и слов, которые будут использоваться на уроке. Развитие наглядно- образного мышления. Задание для «визуалов». Развитие лингвистической (языковой) компетенции. Аудирование - развитие произвольного владения речью, логического мышления, внимания. Задание для «аудиалов». Развитие социокультурной компетенции. Разучивание Рождественской песни - Развитие наглядно-образного мышления. Задание для «визуалов». Развитие социокультурной компетенции. Подготовка к диалогической речи (ролевая игра) Диалогическая речь (ролевая игра)- игровой момент- развитие произвольного владения речью, речевого мышления, оперативно-логической памяти. Развитие социальной компетенции. Развитие лингвистической компетенции.
Физминутка -здоровьесберегающие технологии. Письмо-. Воспроизведение изученных лексических единиц. Задание для «кинестетиков». Развитие зрительной памяти. Развитие лингвистической (языковой ) компетенции. Чтение- развитие произвольного владения речью, логического мышления, внимания. Задание для «визуалов». Развитие дискурсивно-речевой компетенции. Актуализация знаний- Чтение с извлечением информации- развитие произвольного владения речью, логического мышления, внимания. Задание для «аудиалов». Развитие дискурсивно-речевой компетенции. Подготовка к монологической речи - Воспроизведение изученных лексических единиц. Задание для «кинестетиков». (индивидуальные карточки-дифференцированный подход, личностно-ориентированное обучение). Задание для «визуалов» - лексическая опора. Монологическая речь развитие наглядно-образного мышления с использованием игрового момента. (личностно-ориентированное обучение) Развитие лингвистической (языковой) компетенции. Итог урока- оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание – объяснение д/з. Рефлексия – самооценка учащимися своего настроения после урока.