«Искусство говорить с детьми» Цели: -пополнить и уточнить знания в области культуры устной речи; -рассмотреть важнейшие правила русской орфоэпии. Цели: -пополнить и уточнить знания в области культуры устной речи; -рассмотреть важнейшие правила русской орфоэпии.
Задача педагогов в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм».
Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: -лексической: жилище- дом- квартира- пристанище-угол- гнездо- хата и т.д.; -грамматической: идти полем -по полю -через поле и т.д.; -фонологической: одну и ту же фразу, например «садитесь», можно произнести с разной интонацией.
Какие же самые распространенные ошибки в речи воспитателя? -Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. -Засоренность лишними словами (ну, вот, значит, это и т.п.). -Неуместное использование звукоподражательных слов (ав-ав, топы-топы). -Ошибки в речи (ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, коридор вместо коридор, конпот вместо компот, конфорка вместо конфорка).
Игра « Правильно ли мы говорим » «То же слово, да не так бы молвить». «Слово-речи основа».
Вспомните и назовите пословицы, в которых встречаются слова « речь » и « слово ». Каждому слову свое место. Острое словечко колет сердечко. Слово горы ворочает. Слово-серебро, молчание-золото. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Доброе слово и кошке приятно. Будь своему слову хозяин.
Подобрать прилагательные к слову «язык».
Произнесите слова с правильным ударением : Звоним, баловать, досуг; Документ, искра, комбайнер, облегчить, квартал, щавель, петля, столяр,
Произнесите правильно: Скучно Ску(ш)но Нарочно Наро(ш)но Яичницца Яи(ш)ницца Конечно Коне(ш)но
Произнесите правильно: Ильинична Ильини(ш)на Булочная Порядочней Молочней Произносится и(ч), и(ш)
Произнесите правильно: Горчичник Горчи(ш)ник Прачечная Праче(ш)ная Скворечник Скворе(ш)ник Сердечней Серде(ш)ней, но: сердечник.
Произнесите правильно: На слете присутствовало несколько болгар, грузин, осетин, туркмен, калмыков, киргизов, узбеков, таджиков. При склонении национальностей, если слово оканчивается на звуки –р, -н, то ничего не добавляется.
Произнесите правильно: Стакан чая (чаю), Килограмм сахара (сахару), Много народа (народу), Много шуму (шума) Употребляется обе формы.
Назовите род существительных: Мозоль ж.р.и м.р. Кофе м.р. Тюль м.р. Егоза, растрепа, соня Общий род.
Произнесите правильно фразу: -Из сада забрали Кочан (а) Андрея. -Покормили Шелепень (я) Сашу. -Почитали книгу Коляда (е) Паше. -Подарок подарили Блещаго (е) Саше. -Тетрадь отдали Коваленко Алеше. -Сказку показали Корниенко Сергею. -Картину показали Гапонько Вите. -Мороженое купили Демидко Паше. -Повела на улицу Циму Женю. -Увидела Мандажи Сергея.
Слова-паронимы. Родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы и отличающие оттенками в значении.
Прочтите правильно: -Это ваша (роспись или подпись) на справке? -Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.
Подпись 1. Действие по глаголу «подписать», означающему «заверить, подтвердить», поставив подпись. 2. Надписать под чем- не будь (подпись под картиной). 3. Собственноручно написанная фамилия (поставить свою подпись).
Роспись Живопись на стенах, потолках, предметах быта.