Быраканская основная общеобразовательная школа Педагогический проект «Разработка эколого- оздоровительного направления в школе» Руководитель проекта Саввинова Анастасия Валерьевна, Участники проекта Трофимова Л.И., Осипоав Х.П., Петрова С.А., Борисова М.Е.
Актуальность проекта Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Мы выбрали эту проблему потому, что школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности. Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность, а школа должна естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых уголков посёлка..
Экологические проблемы можно решить разными путями: для взрослых они одни, для детей другие. В юном возрасте лучше всего усваиваются знания, поэтому экологическое воспитание надо начинать с самых ранних лет. Дети должны научиться, не только осознавать красоту и уникальность природы, но и понимать, что эта красота хрупка и беззащитна. А радость и тревога за природу рождают заботу о ней.
Сельские школьники имеют более тесные контакты с природой, т.к. связаны с ней в повседневной жизни, они чаще бывают на речке, в лесу. Учащиеся уже исподволь вовлечены в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Им просто необходимо быть экологически грамотными людьми.
Цели проекта - создание системы экологического образования и воспитания учащихся обеспечивающую организацию учебного процесса в школе; - воспитание навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения; - воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе; - приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.
Задачи проекта · формировать экологическое сознание учащихся; · формировать ценностные экологические ориентации учащихся; · формировать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения; · воспитывать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение экологически разумного образа жизни и улучшение состояния окружающей среды; · воспитывать у детей потребность постоянного общения с природой; · развивать у детей потребность в постоянном саморазвитии, в частности и экологической культуры; · формировать у учащихся индивидуально-личностные модели экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Сроки реализации проекта – на протяжении всего обучения в школе. Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный – подготовительная группа детского сада 2 этап – начальная экология – 1 – 4 классы. 3 этап –практический (исследовательский)- 5 – 8 классы. 4 этап – обобщающий – 9 класс.
Программа рассчитана на ребят в возрасте от 5 до 15 лет Финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи.
Работа по экологии осуществляется по трём направлениям: учебная, воспитательная и по интересам. Формы работы учащихся: уроки, семинары, исследования, наблюдения, практические работы и т. д. Весь учебно – воспитательный процесс проходит с естественным применением здоровьесберегающих технологий.
Обучение и воспитание идет параллельно с оздоровлением детей посредством общения с природой, когда задания выполняются не сидя за партой, а в ходьбе, в игре, стоя, опираясь на дерево. Ребенок дышит свежим воздухом и одновременно с обучением проходит еще и курс восстановительной терапии.
Мы строим свою работу по экологическому обучению и просвещению не только детей, но и их родителей. И таким образом осуществляется тесный контакт с родителями и взаимопонимание, которое возникает ненавязчиво при совместной деятельности. Родителей нужно привлекать на сторону школы, они должны осознать, что прежде всего школа, где учатся их дети – это их школа. Зная, что это наша школа, они помогут решить многие хозяйственные и экономические проблемы, будут вместе с нами ремонтировать и школу и кабинеты.
Для реализации программы будет расширен школьный компонент учебного плана по экологии, биологии, химии, географии, истории, будет работать зеленый уголок в школе где учащиеся будут сажать, наблюдать, ухаживать за комнатными растениями, а в летнее время на пришкольном участке будем сажать овощи, зелень, картошку. А также осенью будем собирать ягоды, грибы, шиповник, смородину.
И таким образом бюджет школы пополнится за счет реализации продукции пришкольного участка (овощи) и спонсорской поддержки родителей. Любой организм, если хочет выжить, должен приспособиться к новым условиям среды. Школа должна зарабатывать дополнительные средства в законных формах, по своей профильной деятельности (т.е. образовательной), должна реализовывать свой потенциал конкурентоспособности, заработать на том участке, где она сильна по определению.
А также будут проводится следующие виды работ в школе: 1. Работа кружков; 2. Работа с родителями; 3. Просветительская работа (лекции, беседы, конференции) 4. КВН, марафон, заочные путешествия, праздники. 5. Практическая работа 6. Выпуск экологических газет, листовок, бюллетеней 7. Экологические движения («Зелёный патруль») 8. Походы, экскурсии экологической направленности. 9. Междисциплинарный подход. 10. Научно-практическая деятельность.
Предполагаемые результаты проекта. - повышение интереса школьников, педагогов и родителей к экологическому образованию и воспитанию; - расширение видов экологической деятельности; - создание традиций в экологической работе (День птиц, День Земли, День окружающей среды, приём в экологическую организацию «Лесовичок», Неделя Экологии). Критерии эффективности проекта - удовлетворённость всех участников проекта экологической работой школы; - уровень познавательной активности
Я думаю: как прекрасна Земля и на ней человек. С. Есенин