Второстепенные члены предложения. Дополнение. Урок русского языка в 8 классе. Учитель Кунгурцева В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Умение родит хотение (посл.) Кто же прав? Умение родит хотение (посл.)
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему: Открытый урок "Второстепенные члены предложения". 8 класс.
Русский язык 8 класс Синтаксис Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных.
1) Цели проекта Цели проекта Цели проекта 2) Второстепенные члены предложения Второстепенные члены предложенияВторостепенные члены предложения 3) Авторы.
Подготовлен Калининой Анастасией 8 «В». Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое Определение ПриложениеДополнение Обстоятельство.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5 КЛАСС. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Дополнение МОУ Дмитриевогорская сош. Никитаева Н.Ф.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС (урок 53)
Члены предложения Работу выполнил обучающийся 9а класса МБВСОУ Открытой сменной общеобразовательной школы г. Инта Республики Коми Малов Сергей.
Урок русского языка 8 класс Второстепенные члены предложения Дополнение.
Дополнение Цель: Уметь находить в предложении дополнения и давать их характеристику Уметь различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме.
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
Русский язык в 8 классе Согласованные и несогласованные определения.
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
Транксрипт:

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Урок русского языка в 8 классе. Учитель Кунгурцева В.В.

Повторим изученное…

Укажите неверное утверждение? Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание. Подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание. Словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью. Словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью. В словосочетании выделяется три типа подчинительной связи. В словосочетании выделяется три типа подчинительной связи.

Выпишите словосочетания, укажите способ связи слов в словосочетании: Гранатовый браслет Гранатовый браслет Выучу наизусть Выучу наизусть Сочиняю музыку Сочиняю музыку Позвонил друг Позвонил друг Варенье из вишни Варенье из вишни Перед рассветом Перед рассветом Согласование Примыкание Управление

Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень. Какое предложение несёт больше информации? Запишите второе предложение. Выполните синтаксический разбор.

Зачем в предложении нужны второстепенные члены? Дополняют Дополняют Уточняют Уточняют Поясняют Поясняют Помогают полно и точно описывать предметы и явления Помогают полно и точно описывать предметы и явления Обогащают речь Обогащают речь

По наличию второстепенных членов (или их отсутствию) простые предложения делятся на : распространенные нераспространенные

Какие вы знаете второстепенные члены предложения? Назовите их. Определение Определение Дополнение Дополнение Обстоятельство Обстоятельство

. Вспомните сведения о второстепенных членах предложения, уже известные по курсу 5-8 классов

название Что обозначает Вопрос Дополнениепредмет Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Определение Признак предмета Какой? Чей? Обстоятельство Место время способ действия и т.д Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Зачем? и др.

Изучим новый материал… Изучим новый материал…

ТЕМА УРОКА Второстепенные члены предложения. Дополнение.

ЦЕЛЬ УРОКА - повторить то, что уже известно о дополнении: на какие вопросы отвечает, что обозначает; - определить, чем могут выражаться дополнения; - узнать, какими бывают дополнения; - находить дополнения в предложении.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Откройте § 16 на странице 85, прочитайте. Откройте § 16 на странице 85, прочитайте.

В данных предложениях найдите дополнения, задайте к ним вопросы и подчеркните. Чем выражено дополнение в каждом случае? 1. Восемь не делится на пять без остатка. 2. Проводник попросил провожающих выйти из вагона. 3. Облако заслонило солнце. 4. На льду мы увидели нескольких рыбаков 5. Я прошу тебя не вешать нос числит. прич. в роли сущ. н.ф. глаг. сущ. словосочетание мест. фразеологизм

Способы выражения дополнения название вопрос От какого члена предложения зависит Способ выражения дополнение Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? От сказуемого, дополнения или другого члена предложения Существительное Местоимение Числительное Инфинитив Другие части речи в значении существительного Словосочетание Фразеологизм

В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глагольное сказуемое (СГС), неопределённая форма в качестве дополнения обозначает действие не подлежащего, а других лиц, которые указаны в дательном или винительном падежах В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глагольное сказуемое (СГС), неопределённая форма в качестве дополнения обозначает действие не подлежащего, а других лиц, которые указаны в дательном или винительном падежах Ему приказали вернуться. Ему приказали вернуться. То есть буквально: приказал кто-то, То есть буквально: приказал кто-то, а вернуться должен он

Выписать только те предложения, в которых неопределенная форма глаголя является дополнением. Я был готов любить весь мир. Я был готов любить весь мир. У меня врождённая страсть противоречить У меня врождённая страсть противоречить Я хочу рассказать о своем проекте Я хочу рассказать о своем проекте Родственники посоветовали нам ехать в Ялту Родственники посоветовали нам ехать в Ялту Я хочу послушать любимую песню Я хочу послушать любимую песню Мы можем выполнить задание в срок Мы можем выполнить задание в срок Все просили ее спеть Все просили ее спеть

Прямое или косвенное?

Переходный глагол + существительное в винит. падеже без предлога(действие на предмет) Переходный глагол + сущ. в Р.п. (часть предмета) При отрицании: не + переходный глагол +существительное в родительном падеже П рямое дополнение Все остальные дополнения – косвенные.

Определите, к какому виду относятся дополнения в данных примерах. Каким принципом выбора вы руководствовались? Да возьми ты ожерелье жемчужное. Да возьми ты ожерелье жемчужное. Принесите мне воды. Принесите мне воды. Не залить водой сердца жаркого. Не залить водой сердца жаркого. Расскажи о книге, которую прочитал недавно. Расскажи о книге, которую прочитал недавно. п п п п к к

Проверь себя…

Проверь себя! Тест 1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением: 1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением: С) Мастер чинит телефон. П) Ветер поднимает тучи пыли. М) Встретить ночь готовится. 2. Найдите предложение с прямым дополнением: 2. Найдите предложение с прямым дополнением: Л) Книги лежали на столе. Л) Книги лежали на столе. В) Живу, горжусь сынами. В) Живу, горжусь сынами. Я) Хозяйка жарко натопила печь. Я) Хозяйка жарко натопила печь. Г) Лесник шагнул через порог Г) Лесник шагнул через порог 3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме: 3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме: Т) Мать велела поставить чайник. М) Мы решили укрыться от дождя. Р) Желание учиться овладело мальчиком. Ц) Помнить – значит предвидеть. 4. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения. 4. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения. А) Виктор подарил сестре картину. (Картину прямое дополнение) Э) Картина была подарена Виктором. (Виктором косвенное дополнение) Ь) Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму косвен­ное дополнение) Ю) Археологи рассказывали о раскопках. ( (о) раскопках косвенное дополнение)

Проверь 1. П 2. Я 3. Т 4. Ь Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку: Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку: «5» - за 4 правильных ответа «5» - за 4 правильных ответа «4» - за 3 «4» - за 3 «3» - за 2 «3» - за 2 «2» - за 1 «2» - за 1

Подведение итогов

ЦЕЛЬ УРОКА - повторить то, что уже известно о дополнении: на какие вопросы отвечает, что обозначает; - определить, чем могут выражаться дополнения; - узнать, какими бывают дополнения; - находить дополнения в предложении.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому. Может быть выражено сущ., мест., инфинитивом, числительным, любой частью речи в функции сущ. Дополнение бывает прямое и косвенное.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1)Прочитать § 16. 2)Выполнить упражнение 166