Учимся писать письма Урок русского языка 3 класс Учитель: Бушевская И.Л – 2013 учебный год
Чему мы учимся на уроках русского языка? грамотно писать обогащаем свою речь учимся применять свои знания на практике знакомимся с тем, как устроен наш язык
Минутка чистописания Р р ра ру ра ри Нет ничего милее Родины. Мы живём в России.
Проверь себя шоколад шофёр газета трамвай очень
Фразеологизм- устойчивое, неделимое сочетание слов: бить баклуши, плыть по течению, семь пятниц на неделе.
Фразеологизм- совокупность устойчивых выражений и конструкций в языке. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
Значение фразеологизма раскравает ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Значение имеет весь фразеологизм в целом: водить за нос – обманывать; положить зубы на полку – голодать.
Объяснит е значение фразеологизмов: –крокодиловы слезы; –тьма кромешная; –бить баклуши; –зарубить на носу.
Сесть в калошу.
Танцевать под чужую дудку.
Вставлять палки в колеса.
Писать как курица лапой.
Расширяем словарный запас Баклуша – чурка из полена для выделки какого - либо деревянного изделия. Учёные считают, что слово баклуша называло предмет, по которому ударяли палкой во время игра в городки.
То есть раньше бить баклуши означало «ударять палкой по фигуре в игре» А так как игра – это забава, то бить баклуши стало символом безделья. Бить баклуши- бездельничать. Не бей баклуши на уроках!
Молодцы! Спасибо за урок!
Эти загадочные фразеологизмы…
Задачи проекта: - Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. -Познакомить учащихся с разнообразием фразеологизмов. - Научить безошибочному использованию распространенных фразеологических оборотов в разговорной речи и восприятие их в художественном тексте.
Этапы работы: 1. Наблюдение за фразеологизмами в литературных произведениях, их толкование.
2. Изучение теории (что такое фразеологизмы, на какие группы они делятся).
3. Знакомство с фразеологическими словарями, посещение библиотеки.
4. Создание рисунков на компьютере для классного фразеологического словарика в программе Перво Лого.
5. Игра – викторина «Фразеологизмы – это интересно!»
6. Защита творческих работ «Кралатые выражения».
7. Конкурс инсценировок «Сказочные фразеологизмы».
Фразеологизмы имеют: Синонимы: –Куда глаза глядят – на край света. Антонимы: –Втоптать в грязь – вознести до небес.
Викторина
Задание 1 Дополните фразеологизмы.
Держать язык… Положить зубы… Дать голову на… Выйти сухим… А ларчик просто… После дождичка… Выносить сор… Делать из мухи… Семь пятниц на… Лебедь, рак и … Не все коту… Бросать слова … Вилами по воде… Строить воздушные…
Задание 3 Подобрать как можно больше фразеологизмов с одним общим словом (нос, голова). –Например, слово «глаз»: Мозолить глаза. Глазом не моргнуть. Хлопать глазами. Пускать пыль в глаза. Говорить в глаза. Хоть глаза выколи. С глазу на глаз.
Задание 4 Подскажите словечко: 1. Дружнее этих двух ребят –На свете не найдешь. –О них обычно говорят: –Водой… –Не разольешь.
2. Мы исходили городок –И так устали мы в дороге, –Что еле … –Волочим ноги. –Буквально вдоль… –И поперек.
3. Товарищ твой просит украдкой –Ответы списать из тетрадки. –Не надо! Ведь этим ты другу –Окажешь … –Медвежью услугу.
4. Фальшивят, путают слова, –Поют кто в лес… –Кто по дрова. –Ребята слушать их не станут: –От этой песни уши … –Вянут.
Задание 5 Закончите сказочные фразеологизмы: –Скоро сказка сказывается, … –Это все присказка, … –Поди туда – не знаю куда …
Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это все присказка, сказка будет впереди.
Задание 6 Отгадайте загадки.
Что это? Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Что это? Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Что это? Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Задание 7 Нарисовать иллюстрацию к выбранному фразеологизму.
Задание 8 Придумать предложение, используя выбранный фразеологизм.
Задание 9 Инсценировать выбранный фразеологизм.
Быть на седьмом небе Находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге. Рисунок выполнила Постоленко Виктория
Крокодиловы слезы Притворные слезы, притворное сожаление. Рисунок выполнила Постоленко Виктория
Не все коту масленица В жизни бывают не только удовольствия. Рисунок выполнила Постоленко Вероника
Выносить сор из избы Разглашать ссора, дрязги, происходящие между близкими людьми. Рисунок выполнила Постоленко Вероника
Дело в шляпе Благоприятное разрешение какого-либо вопроса. Рисунок выполнил Чернов Василий
Делать из мухи слона Сильно и необоснованно преувеличивать что–либо, придавать незначительному слишком большое значение. Рисунок выполнил Чернов Василий
Три кита Три важнейшие части чего-либо. Рисунок выполнил Асоев Фарид
Строить воздушные замки Предаваться несбыточным мечтам, придумывать неосуществимые планы. Рисунок выполнила Белова Ксения
Убить двух зайцев Одновременно выполнить два дела или добиться осуществления двух целей. Рисунок выполнил Кузнецов Максим