Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).
Задачи портфолио Систематическая работа с портфолио помогает учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи: своевременно отмечать успехи ученика; поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать дальнейшей успешной социализации школьников. 2
Структура портфолио Титульный лист. Я о себе. Моя семья. Моя родословная. Родословное древо. Моя малая родина. Мой адрес. Я и мои друзья. Безопасный маршрут «Дом – школа». Предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты. 3
1. Выборки детских работ- формальные и творческие: материалы стартовой диагностики; промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам; остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижения более высоких уровней формирования универсальных учебных действий. Например, по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру- диктанты, изложения, сочинения, «дневники читателя», математические диктанты, мини- исследования, мини- проекты, творческие работы, аудиозаписи; по технологии- фото- и видео- изображения продуктов исполнительской деятельности; по физической культуре- самостоятельно составленный режим дня, комплексы физических упражнений. 4
2. Систематизированные материалы и наблюдения: оценочные листы по учебным предметам; материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями. 3.Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной ( школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. 5
Советы родителям по организации помощи ребёнку в сборе материалов портфолио Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону. Привлекайте самого ребёнка к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать! Ребёнку надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию. 6