Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыки на современном этапе. Музыкальный руководитель: Будко Екатерина Юрьевн а
Процессы развития творческих способностей детей средствами музыки исследовали многие педагоги-музыканты: Степан Васильевич Смоленский ( г.г.), Сергей Иванович Танеев (1856 – 1915), Болеслав Леопольдович Яворский ( ), Борис Владимирович Асафьев ( ), Дмитрий Борисович Кабалевский ( ).
Психологи: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Б. М. Теплов; педагоги: А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, А. И. Волков, А.В.Кенеман, О.П.Радынова, Т.Э.Тютюнникова, Г.А.Праслова, а также зарубежные музыканты З.Кодай и К.Орф и многие другие.
«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать». (А.Толстой)
«Мне кажется, что в каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Есть большая разница между теми, кто просто умный, и теми, кто умен и умеет творить». ( К.Рожерс)
Слушаем с детьми классическую музыку! М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов, Г.Свиридов, А.Хачатурян, Д.Шостакович, Н.Римский-Корсаков, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, И.С.Бах, К.Сен-Санс, В.-А.Моцарт, К.Дебюсси и т.д.
Выявление творческих способностей ребенка, проявляющихся при восприятии музыки, осуществляется: в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в цветовом и графическом моделировании музыки, в рисунках, отражающих состояние ребенка под влиянием музыки.
Признаки эмоционального переживания музыки в рисунках детей : активность (резкие или плавные штрихи); интенсивность (сила нажима карандаша); динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линий); различные средства выразительности музыки – регистр (положение линии); сила звучания (нажим карандашом); темп (характер движения); звуковысотная линия мелодии (направление линии); ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыки; форма музыкального произведения (последовательность различных по характеру и цвету линий) и т.д.
спокойствие мужество страх мечтательность активность стресс грусть равнодушие радость
Творческие задания для инструментального музицирования : сочинение мелодий или песен, контрастных по характеру или настроению; озвучивание рассказов о явлениях природы, стихотворений, сказок, собственных рассказов; сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием; придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.
Диагностика Обращаем внимание на следующие моменты: какую роль выбрал ребенок; как он действует сообразно выбранной роли; насколько он был оригинален и выразителен ; насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности; самостоятелен ли его творческий поиск. Параметры оценки: степень осознанности замысла; изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения; художественность воплощения замысла.
Музыка, рожденная фантазией ребенка, проста и чудесна, как сама страна детства.