Нецелованный полк
За всю историю в военно-воздушных силах стран мира не было женских подразделений. Неожиданно появлявшиеся над расположениями противника среди ночи, отважные летчицы наводили ужас на врага. «Ночные ведьмы» так окрестили дерзких советских бомбардировщик фашисты, которые так и не смогли эффективно противостоять их фанерным бипланам Пе-2
В редкие минуты передышек между боевыми вылетами девчата старались украсить свой быт и досуг. Был у летчиц свой патефон и баян. Они устраивали танцы и сочиняли частушки, а также выпускали стенную газету, на страницах которой подтрунивали над теми, кто неаккуратно подвешивал авиабомбы под фюзеляжем. Со временем появились в девичьем полку и пяльцы для вышивания. Представляете, бомбардировщикы вышивали крестиком, мечтая поскорее стать принцессами и обязательно встретить своих сказочных принцев. После Победы… В редкие минуты передышек между боевыми вылетами девчата старались украсить свой быт и досуг. Был у летчиц свой патефон и баян. Они устраивали танцы и сочиняли частушки, а также выпускали стенную газету, на страницах которой подтрунивали над теми, кто неаккуратно подвешивал авиабомбы под фюзеляжем. Со временем появились в девичьем полку и пяльцы для вышивания. Представляете, бомбардировщикы вышивали крестиком, мечтая поскорее стать принцессами и обязательно встретить своих сказочных принцев. После Победы…
Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, дамские экипажи уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, Северном Кавказе, Орловско-Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск-Орша. Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики, и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, дамские экипажи уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, Северном Кавказе, Орловско-Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск-Орша. Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики, и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии.
Ульяненко Нина Евгения Жигуленко Носаль Евдокия
ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом - солдат... До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите, и все-таки постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб - разлуки и дым, наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим. Сапоги - ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад. Окуджава»До свиданья, мальчики!» Теперь мы реже стали вспоминать Дорог орловских взорванную гать, Орешников помятые кусты И пахнущие ельником мосты, Обрубленные минами леса, Охрипшие танкистом голоса, И брянский тракт, И битву у десны. Теперь мы реже стали видеть сны С пожарами и вспышками ракет. Во сне не закричим»гасите свет» В кино не вздрогнем слыша пулемет, Копна соломы не напомнить дзот. Проедет еще немного мирных лет, И время затуманит битвы след; Забудется, где шел, где ночевал Какою песней сердце врачевал… Возьмут с собою многое года И лишь одно оставят навсегда, Лишь одного им не стереть земли- Победы, что мы в битвах обрели! Бурков «время не лечит»
Как много пережито в эти лета любви и горя, счастья и утрат... Свистя, обратно падал на планету мешком обледеневшим стратостат. А перебитое крыло косое огромного, как слава, самолета, а лодка, павшая на дно морское, краса орденоносного Балтфлота? Но даже скорбь, смущаясь, отступала и вечность нам приоткрывалась даже, когда невнятно смерть повествовала как погибали наши экипажи. Они держали руку на приборах, хранящих стратосферы откровенья, и успевали выключить моторы, чтобы земные уберечь селенья. Так велика любовь была и память, в смертельную минуту не померкнув, у них о нас, что мы как будто сами, как и они, становимся бессмертны. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «передать», Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать.