Тема ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ 1. Психологические основы мотивационного процесса 2. Содержательные теории мотивации 3.Проце 5 ссуальные теории мотивации
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения некоторых целей. Рис. Мотивационный процесс.
Говорят, что человек испытывает потребность, когда физиологически или психологически он ощущает недостаток чего-либо. Первичные потребности являются физиологическими по своей природе и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, питье, потребности дышать, спать, сексуальные потребности и т.п. Вторичные потребности психологические. К ним относятся потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности к какому-либо сообществу, организации и т.п.
Рис. Простейшая модель мотивированного поведения.
Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Внутренние и внешние вознаграждения. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как элемент внутреннего вознаграждения.
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией за выполнение работы. Примерами внешних вознаграждений могут служить заработная плата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов, медицинская страховка и т.п.
Мак Грегор сделал вывод, что взгляды менеджеров на природу человека базируются на группе позитивных или негативных предположений и что менеджеры формируют свое поведение относительно работников в соответствии с этими предположениями. Теория X (модель поведения экономического человека) строится на следующих предположениях: 1. Работники от природы не любят работать, ленивы и по возможности стремятся избегать труда. 2. Поскольку работники не любят работать, их следует принуждать, контролировать и подвергать наказаниям для достижения целей организации. 3. Работники будут уклоняться от ответственности, предпочитают, когда это возможно, чтобы ими руководили, имеют относительно невысокие амбиции и ценят безопасность выше всего.
Теория Y (модель поведения социального человека) исходит из того, что: 1. Затрачивать физические и умственные усилия на работе так же естественно, как играть или отдыхать. 2. Внешний контроль и угроза наказания не являются единственным средством направить усилия работников на достижение целей организации. Работники будут осуществлять самоуправление и самоконтроль в служении целям, которые они разделяют. 3. Преданность и готовность работать для достижения целей организации является функцией вознаграждения, которое ассоциируется с достижением результата. 4. Средний человек, подготовленный соответствующим образом, будет не только соглашаться брать на себя ответственность, но и искать ее сам.
Иерархическая теория потребностей А.Маслоу 1. Физиологические потребности: являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилище, одежде, отдыхе, сексуальные потребности и др. 2. Потребности в безопасности: включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающею мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности в безопасности является, например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию. 3. Социальные потребности иногда называемые потребностями в причастности. Это потребности в привязанности, принадлежности к какой-либо общности, одобрении со стороны других, чувстве социального взаимодействия, дружбе.
4. Потребности в уважении включают внутренние факторы уважения, такие как самоуважение, самостоятельность, компетентность, личные достижения и внешние факторы уважения статус, уважение со стороны окружающих, признание. 5. Потребности в самовыражении - потребность в самореализации, достижении предела своих потенциальных возможностей, росте как личности. Маслоу выдвинул гипотезу, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из неудовлетворенных потребностей. По мере того как очередная потребность удовлетворяется, она перестает играть мотивирующую роль и мотивирующей становится следующая потребность.
Теория выживания, принадлежности и роста К.Алдерфера
Для понимания алдерферовской ERG-теории ключевыми являются четыре компонента: последовательность удовлетворения, разочарование (фрустрация), обратная последовательность разочарования, устремление.
Приобретенные потребности. Теория трех потребностей Д. Мак Клелланда. Потребность в успехе (Need for Achievement) предполагает стремление к достижению трудных и увлекающих целей и формируется в раннем детстве. Индивиды, для которых в высокой степени характерна потребность в успехе, получают удовлетворение, достигнув результата, независимо от того, заметил ли это кто-нибудь или нет. Если они считают успех достаточно вероятным, они предпочитают иметь дело с относительно сложными задачами, а не с простыми. Они высоко ценят моментальную обратную связь по поводу прогресса в отношении преследуемых целей, и имеют тенденцию глубоко вовлекаться в задачу до тех пор, пока все развивается успешно.
Потребность в причастности (Need for affiliation) выражается в стремлении к теплым и дружеским отношениям с другими людьми. Люди с сильно выраженной потребностью в причастности любят работать в тесном контакте и кооперации со своими сотрудниками. Они хотят доставлять людям удовольствие и завоевывать их уважение и любовь. Они стремятся добиться одобрения и доверия от окружающих и искренне заботятся об интересах и чувствах других людей. По этой причине они легко воспринимают нормы и ожидания других индивидов и групп. Потребность во власти (Need for power) связана с внутренним стремлением человека контролировать других людей и влиять на их поведение. В зависимости от того, как эта потребность используется, она может оказывать чрезвычайно позитивное или негативное воздействие на управленческий успех.
Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга
К гигиеническим факторам Герцберг отнес: способ управления; политику компании; отношения с непосредственным руководителем; условия труда; заработную плату; отношения с сотрудниками; отношения с подчиненными; статус; безопасность. К факторам-мотиваторам Герцберг отнес: достижения; признание успеха; работа как таковая (интерес к работе и заданию); ответственность; продвижение по службе; профессиональный рост.
Процессуальные концепции. Теория ожиданий В. Врума Теория основывается на использовании трех переменных или отношений. Взаимосвязи между затратами труда и результатами: оценивается субъективным ожиданием того, что затрата определенного количества усилий приведет к получению необходимого результата. Взаимосвязи между результатом и вознаграждением: оценивается степенью уверенности индивида в том, что достигнутый в обусловленных пределах результат приведет к получению желательного вознаграждения. Привлекательности (валентности) вознаграждения: полезности, связываемой индивидом с потенциальным результатом или вознаграждением, которые могут быть получены в результате выполнения работы. Она рассматривается в качестве цели или потребности индивида.
В рамках этого подхода уровень мотивации может быть оценен количественно. Если через pi обозначить субъективную оценку вероятности того, что работник сможет достигнуть заданного результата при определенных затратах труда; через Р2 - субъективную оценку вероятности выплаты обусловленного вознаграждения при достижении заданного результата, а через Р3 - субъективную вероятность соответствия вознаграждения осознаваемой потребности работника, то уровень мотивации может быть оценен по формуле: М=Р*Р2*Р3
Теория справедливости С.Адамса и ее применение в практике управления