Тема 3. Социальное восприятие и отношения в организации 1. Социальное восприятие: сущность, некоторые общие характеристики. Теория атрибуции Гарольда Келли. 2. Основные ошибки социального восприятия. 3. Управление впечатлением (Impression Management): искусство производить хорошее впечатление 4. Роль социального восприятия в организационных процессах: интервью при отборе, оценке персонала и организационных конфликтах. 5.Установки: -удовлетворенность работой -удовлетворенность организацией
Восприятие представляет собой процесс, посредством которого люди получают, структурируют и интерпретируют информацию, поступающую из окружающей среды. Благодаря восприятию люди перерабатывают входящую информацию в ответные реакции, представляющие собой чувства и действия. Восприятие это способ формирования впечатлений о самих себе, окружающих и повседневном жизненном опыте. Оно служит своего рода фильтром, через который проходит информация, прежде чем она окажет свое воздействие на людей.
Факторы, влияющие на различия в восприятии у людей на работе, включают в себя особенности воспринимающего индивида, обстановку и воспринимаемое. Воспринимающий индивид. На процесс восприятия могут повлиять прошлый опыт человека, его потребности или мотивы, личность, ценности и установки. Обстановка. Физический, социальный и организационный контекст перцептивной обстановки также может влиять на процессы восприятия. Воспринимаемое. Для процесса восприятия очень важны и такие характеристики объекта или события, как контраст, разделение фигуры и фона, интенсивность, размер, движение, повторение или новизна.
Иллюстрация проблемы «Фигура или фон?»
Стадии обработки информации включают в себя привлечение внимание и отбор информации; структурирование информации; интерпретацию информации и воспроизведение информации. В какой-то степени селективность отбора информации обусловлена контролируемой обработкой информации принятием сознательного решения по поводу того, какой информации уделить внимание, а какую проигнорировать. В отличие от контролируемой обработки информации существует непроизвольная селекция воспринимаемым индивидом.
Структурирование. Даже если на стадии привлечения внимания осуществляется селективное отсеивание информации, предстоит еще отыскать способ эффективного структурирования информации. Это достигается с помощью схем. Схемы это когнитивные рамки, которые представляют структурированные знания о конкретной концепции или стимуле и создаются посредством опыта.
Схемы описывают способ, с помощью которого люди сортируют окружающее на различные категории, типы или группы в зависимости от сходных воспринимаемых признаков. Эти категории часто обозначаются как прототип; они представляют собой абстрактный набор признаков, обычно ассоциирующихся с принадлежностью объекта к одной категории. Как только прототип сформировался, он хранится в долгосрочной памяти; он воспроизводится всякий раз, когда необходимо сравнить, насколько соответствует какой-либо человек признакам прототипа.
Стереотипы можно рассматривать как прототипы, возникшие на основе таких демографических характеристик, как пол, возраст, физические возможности, расовая и этническая принадлежность. Схемы в огромной степени опираются на автоматическую обработку информации, что позволяет людям прибегать к контролируемой обработке лишь в случаях необходимости.
Интерпретация. Как только определенные стимулы привлекли ваше внимание и вы сгруппировали или структурировали эту информацию, наступает следующий этап раскрытие причин, лежащих в основе действий.
Теория атрибуции Гарольда Келли.
Пытаясь определить, какие причины (внутренние либо внешние) заставляют людей действовать таким образом, можно опираться на информацию о трех факторах: 1. рассматривается степень схожести с поведением других людей (согласованность); 2. анализируется частота, с которой человек демонстрирует подобное поведение (постоянство); 3. рассматривается частота одинакового поведения в различных ситуациях (разнообразие).
Искажения, возникающие на стадиях восприятия
Стереотипы могут породить неточность при воспроизведении информации и ряд других проблем в дальнейшем. В частности, стереотипы сглаживают индивидуальные различия, то есть они могут помешать менеджерам познакомиться с людьми как индивидами и точно оценить их потребности, предпочтения и способности.
Гало-эффект возникает в тех случаях, когда одно свойство человека или ситуации используют для получения общего впечатления об этом человеке или ситуации. Подобно стереотипам, эти искажения чаще всего возникают на стадии структурирования информации в процессе восприятия.
Избирательное восприятие это тенденция выделять те аспекты ситуации, индивида или объекта, которые согласуются с собственными потребностями, ценностями или установками человека. Проекция это приписывание собственных личных свойств другим людям; чаще всего она возникает на стадии интерпретации информации.
Эффекты контраста имеют место в тех случаях, когда характеристики индивида резко отличаются от характеристик окружающих, недавно встреченных, людей, чей ранг по этим признакам выше или ниже. Сбывающиеся пророчества тенденция создавать или находить в другой ситуации или человеке то, что вы ожидали обнаружить в предыдущем случае.
Мы склонны полагать, что поведение других отражает их истинную сущность. Мы совершаем основную ошибку атрибуции, интерпретируя поведение других людей. Мы часто объясняем свое собственное поведение с точки зрения ситуации, но считаем, что другие сами несут ответственность за свое поведение. Фундаментальная ошибка атрибуции это тенденция недооценивать влияние ситуационных факторов и переоценивать влияние личных при вынесении суждения о чьем-либо поведении.
Ошибка другого типа связана с тенденцией приписывать положительные результаты внутренним причинам поведения, а отрицательные результаты - внешним обстоятельствам (факторам, находящимся вне нашего контроля). Искажения в свою пользу это тенденция отрицать личную ответственность за плохое выполнение работы, но при этом брать на себя ответственность за успешную деятельность. Ошибка существует по следующим причинам: позволяет повышать собственную самооценку; позволяет повышать общественный статус, имидж.
Эффекты схожести (подобия) Можно выделить три типа схожести, которые оказывают влияние на социальное восприятие. Первый из них, схожесть взглядов, которая прежде всего выражается в том, что данные люди имеют общие ценности, привычки, вкусы. Второй тип более тесно связан с рабочими отношениями и может быть определен как схожесть восприятия. Это касается степени, в которой руководители и подчиненные имеют общую точку зрения о факторах, которые влияют на успешное выполнение рабочих задач, т.е. что значит хорошо выполнить задание. Третий тип - схожесть по демографическим признакам - относится к характеристикам расы, пола, возраста, образовательного уровня, практического опыта и т.д.
Управление впечатлением это постоянные усилия человека вести себя таким образом, чтобы создать и поддерживать в глазах окружающих желаемое впечатление. Особенно важно первое впечатление, поскольку оно определяет то, как люди будут реагировать друг на друга. На создание нужного впечатления влияют такие действия, как дружба с «правильными» людьми, совершение добрых дел для получения одобрения, обман окружающих с целью выглядеть лучше, высказывание уважения, принесение извинений за совершенные негативные поступки, выражение согласия с мнением окружающих, преуменьшение серьезности негативного происшествия и оказание услуг окружающим.
Некоторые методы изменения установок работников организации Усиление взаимосвязи системы вознаграждения с индивидуальными или командными результатами выполнения рабочих заданий; установление привлекательных для работников целей, сам факт достижения которых обеспечивает высокое удовлетворение; обеспечение реальности поставленных целей, что повышает вероятность их достижение неуверенными в себе работниками и уровень их удовлетворения;
избегание непосредственных воздействий на установки работников. Активное использование умения слушать сотрудников, так как «незащищенные» установки более восприимчивы к изменениям; обеспечение устойчивой обратной связи, что позволяет удовлетворить потребности сотрудников в служебной информации; проявление внимания к чувствам работников; обеспечение возможности участия работника в принятии решений; демонстрирование позитивной оценки трудовых усилий и желаемого поведения сотрудников.
Наши установки будут предопределять наше поведение: если «другие влияния» сведены до минимума; если установка полностью соответствует предсказанному поведению; если установка сильна (что-то вызывает у нас воспоминание о ней, ситуация незаметно активизирует ее, или же мы поступаем так, что она становится сильной).
Цикл результаты удовлетворение усилия