Стратегическое планирование
Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Процесс стратегического планирования Миссия и цель Анализ среды Выбор стратегии Реализация стратегии Оценка и контроль выполнения
Формулировку миссии можно производить на основании следующих вопросов: - Какой предпринимательской деятельностью занимается фирма? - Какова внешняя среда фирмы, определяющая ее рабочие принципы? - Какого типа рабочий климат внутри фирмы, культура организации?
Характеристики целей: - должны быть конкретными и измеримыми; - ориентированы во времени (сроки выполнения); - должны быть достижимыми.
Стратегический анализ включает в себя: - сбор информации; - изучение сильных и слабых сторон фирмы; - изучение потенциальных возможностей фирмы на основании имеющейся информации.
Стратегия выбирается с учетом: - конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования; - перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования; - в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.
Основные составляющие успешной реализации стратегии: - цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии; - руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок; - в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Оценка выполнения проводится по следующим направлениям: - соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения; - соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы; - приемлемость риска, заложенного в стратегии.