Словарная работа Виртуальный – нереальный, выдуманный Невежа – невежливый, невоспитанный Невежда – необразованный, незнающий
Исторический зал
Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец ЭЗОП, живший в VI веке до н.э.
Эзоп - полумифический персонаж, фигура, известная каждому взрослому человеку. Но жил ли он на самом деле, когда и где - сказать невозможно. Жизнь и смерть Эзопа обрастали мифическими подробностями. Очевидно, что людям также была интересна мифическая личность Эзопа. За неимением достоверных сведений, они составляли легенды.
Басни Эзопа «Ворон и лисица» «Голубка и муравей» «Лисица и виноград» «Лошадь и осел» «Обезьяна и кот
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном Все книги басен объединены целостным художественным замыслом: высмеять недостатки современного общества, показать читателю разные его слои в сатирическом изображении
Басни Лафонтена «Похороны Львицы» «Кабан и Лиса» «Волк и Журавль» «Орел и Лисица» «Лиса и виноград»
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Дмитриева, И.И. М.В. Ломоносова
Самую широкую известность получили басни, созданные И.А. Крыловым ( ). «Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844 году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Жанр басни в творчестве И.А.Крылова Первую басню написал в 11 лет. Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200. Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся). Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года. Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики. Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Басни Крылова «Кукушка и Петух» «Лиса и виноград» «Квартет» «Свинья под дубом» «Ворона и Лиса»
Викторина Басня это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей: 1. Основное повествование. 1. Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои животные и люди. Присутствуют олицетворение, эзопов язык.аллегорическойолицетворениеэзоповязык 2. Мораль. 2. Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни. Эзопов язык умение замаскировать главную мысль ( по имени греческого баснописца Эзопа) Аллегория иносказание изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
Героический зал
Упрямство Невежество Трудолюбие Храбрость Трусливость Беззащитность Хитрость Легкомыслие Злобность Ротозейство Ворона Лев Заяц Свинья Муравей Стрекоза Волк Ягненок Лиса Осел
ВОРОНА ротозейство ЛЕВ храбрость ЗАЯЦ трусливость СВИНЬЯ невежество МУРАВЕЙ трудолюбие СТРЕКОЗА легкомыслие ВОЛК злобность ЯГНЕНОК беззащитность ЛИСА хитрость ОСЕЛ упрямство
Артистический зал
Из каких басен строки? К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.
Кто виноват из них, кто прав,- Судить не нам; Да только воз и ныне там.
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят.
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Эх, эх!- ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона!»
«Чтоб музыкантом быть, Так надобно уменье И уши ваших понежней,- Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
Как художники изображали героев басен Крылова?
А теперь давайте посмотрим на разные иллюстрации к басням И.А. Крылова в исполнении художника А.М. Лаптева. Лаптев является любимым художником двух поколений читателей. Лаптев придумал графические образы носовского Незнайки и всех его друзей, также художники- Е. Рачев, В. Серов – рисовали иллюстрации к басням И.А. Крылова У сильного всегда бессильный виноват
Рисунки Е. Рачева
Словарь урока ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СЮЖЕТ МОРАЛЬ АЛЛЕГОРИЯ ИНОСКАЗАНИЕ ДИАЛОГ ЭЗОПОВ ЯЗЫК МОНОЛОГ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ