Специфика обучения аудированию на английском языке в начальной школе. Психолого – педагогические аспекты. МБОУ ООШ 11 Учитель английского языка Павлова Е. В.
Психологические функции начального обучения иностранному языку: 1) формирование навыков и умений учебной деятельности; 2) овладение учебным материалом; 3) формирование умения свободного перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности и решению встающих в ней задач; 4) личностно образующая функция обучения; 5) функция опоры на материал в поэтапном развитии ребенка.
Основная стратегия обучения языку младших школьников – создание условий, которые обеспечат интенсивное функционирование речедвигательных раздражителей в первые годы усвоения языка. Основная стратегия обучения языку младших школьников – создание условий, которые обеспечат интенсивное функционирование речедвигательных раздражителей в первые годы усвоения языка. В настоящее время психологические условия формирования у детей младшего школьного возраста речевых навыков и умений на иностранном языке теоретически обоснованы и выявлены в исследовании Е.И. Негневицкой. В настоящее время психологические условия формирования у детей младшего школьного возраста речевых навыков и умений на иностранном языке теоретически обоснованы и выявлены в исследовании Е.И. Негневицкой. Психологической основой для овладения речью в детстве является не память, а речевая врожденная функция. Именно эта функция позволяет решить первоначальную и самую главную проблему в овладении ребенком речью, синтезирует в себе все необходимые психические свойства для обработки речевого потока. Психологической основой для овладения речью в детстве является не память, а речевая врожденная функция. Именно эта функция позволяет решить первоначальную и самую главную проблему в овладении ребенком речью, синтезирует в себе все необходимые психические свойства для обработки речевого потока.
Особенности природы рождённой речевой функции: 1) Её деятельность ограничена во времени (примерно к 9-11 годам жизни ребенка она прекращает свою работу). 1) Её деятельность ограничена во времени (примерно к 9-11 годам жизни ребенка она прекращает свою работу). 2) Ребенок имеет возможность на базе речевой функции и при наличии разноязычных сред, каждая из которых становится для него жизненно важной, овладеть несколькими языками. 2) Ребенок имеет возможность на базе речевой функции и при наличии разноязычных сред, каждая из которых становится для него жизненно важной, овладеть несколькими языками. Обучение иностранному языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Обучение иностранному языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей.
Оптимальный возраст для начала изучения иностранного языка – 6-8 лет, так как: Оптимальный возраст для начала изучения иностранного языка – 6-8 лет, так как: 1) система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена; 1) система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена; 2) в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения; 2) в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения; 3) нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке; 3) нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке; 4) в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной). При этом игра сохраняет ведущую роль. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке. 4) в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной). При этом игра сохраняет ведущую роль. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке.
Особенности детей младшего школьного возраста: любознательность; любознательность; склонность обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное; склонность обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное; неустойчивость внимания; неустойчивость внимания; преобладание непроизвольного запоминания; преобладание непроизвольного запоминания; воображение достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер; воображение достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер; развитие мышления идёт от наглядно-действенного к наглядно-образному; развитие мышления идёт от наглядно-действенного к наглядно-образному; способность провести простейший звуковой анализ речи, умение выделять отдельные звуки в словах; способность провести простейший звуковой анализ речи, умение выделять отдельные звуки в словах; преобладание описательного характера речи, но уже намечается развитие объяснительной речи. преобладание описательного характера речи, но уже намечается развитие объяснительной речи. Обучение иностранному языку младших школьников психологически и педагогически обосновано и оправдано.
Виды речевой деятельности: аудирование; аудирование; говорение; говорение; чтение; чтение; письмо. письмо. Говорение и письмо – продуктивные виды речевой деятельности; Говорение и письмо – продуктивные виды речевой деятельности; Аудирование и чтение – рецептивные виды речевой деятельности. Аудирование и чтение – рецептивные виды речевой деятельности.
Необходимость обучения аудированию обусловлена следующими факторами: через слух поступают образцы иноязычной речи; через слух поступают образцы иноязычной речи; без развития слухового анализатора нельзя научить другим видам речевой деятельности; без развития слухового анализатора нельзя научить другим видам речевой деятельности; развивается слуховой контроль, который входит во все виды речевой деятельности; развивается слуховой контроль, который входит во все виды речевой деятельности; развивается речевая память развивается речевая память
Виды трудностей при обучении аудированию: фонетические фонетические грамматические грамматические лексические лексические трудности, связанные с особенностями речи трудности, связанные с особенностями речи
Пути преодоления трудностей при обучении аудированию. Предъявление аудиоматериалов с самых первых уроков. Предъявление аудиоматериалов с самых первых уроков. Обеспечение чёткого и правильного произношения учителем. Обеспечение чёткого и правильного произношения учителем. Предъявление посильных заданий. Предъявление посильных заданий. Снятие психологического напряжения перед прослушиванием. Снятие психологического напряжения перед прослушиванием. Тренировка умения учащихся ориентироваться в тексте. Тренировка умения учащихся ориентироваться в тексте.
Этапы работы над аудиотекстом: создание «ситуации успеха»; создание «ситуации успеха»; определение цели прослушивания; определение цели прослушивания; извлечение необходимой информации (поиск ударных слов в предложении); извлечение необходимой информации (поиск ударных слов в предложении); извлечение более полной информации; извлечение более полной информации; подготовка предтекстовых упражнений; подготовка предтекстовых упражнений; снятие трудностей при понимании задания; снятие трудностей при понимании задания; работа на начальном этапе с небольшими по объему текстами; работа на начальном этапе с небольшими по объему текстами; проверка степени понимания после первого прослушивания. При необходимости – работа с отдельными смысловыми частями текста; проверка степени понимания после первого прослушивания. При необходимости – работа с отдельными смысловыми частями текста; суммирование информации; суммирование информации; комментирование, высказывание своего отношения. комментирование, высказывание своего отношения.
Результаты работы по обучению аудированию Результаты проверки навыков аудирования Имя Степень сформированности навыка аудирования (с-слабая, ч-частичная, н-нормальная, х-хорошая) Лиза Б. ххх Настя Б. сч Алёна В. сан Стас В. них Яна З. ххх Андрей З. сан Ксюша Ш. сч Катя П. чен Кирилл С. сч Вадим Г. нхл Илья П. сан Алена С. нхл Саша М. сан Люда С. н Дима Я. сс классIIIIIIV
Спасибо за внимание!