МОУ «СОШ 1» Программа развития Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов как условие устойчивого развития образовательного пространства школы
Этапы реализации: г.г. – подготовительный, внедренческий; г.г. – практический, обобщающий
Основная цель Программы Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов как условие устойчивого развития образовательного пространства школы; предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем учащимся на получение образования всех уровней и ступеней.
Новое качество образования означает изменение представлений субъектов образовательного процесса об условиях, процессах и результатах образования и раскрывается как достижение такого состояния образовательной системы, которая обеспечивает формирование способности обучающихся и выпускников ОУ всех типов и видов:
Учиться на протяжении всей жизни; Работать в коллективе (команде); Самостоятельно мыслить и действовать в различных ситуациях; Сохранять и укреплять физическое, психическое и социальное здоровье; Решать повседневные жизненные и профессиональные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Каковы условия качества, или какие изменения необходимо провести в школе? Создать систему мониторинга качества образовательных услуг школы. Создать оптимальные условия для профессионального роста педагогов через формирование ключевых компетенций. Создать оптимальные условия для личностного роста учащихся через формирование ключевых компетенций.
Ключевые образовательные компетенции: Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Учебно-познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально-трудовая компетенция Компетенция личного самосовершенствования
Компетенции, компетентность, компетентностный подход
Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целю, заданностью ситуации и должностью. Компетенция – совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица. органа общественной организации. Competentia лат. Competo – добиваюсь, соответствую, подхожу. Компетенция – 1) круг ведения какого-либо учреждения, 2) обладание достаточными знаниями о предмете. Компетентный – обладающий достаточными знаниями о предмете.
Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
- это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) проблемных ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения, для профессиональных образовательных учреждений - от видов деятельности, определяемых стандартом специальности будущих специалистов.
Ключевые компетенции следующих уровней: 1.– коммуникация (русский язык и культура речи, социальная психология, иностранные языки) 2.– операции с числами (математика, обще- профессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины, связанные с решением практических задач) 3.– информационные технологии (информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности)
4. – работа с людьми (это то, что усваивается «стихийно» в процессе общения и частично в дисциплине менеджмент) 5. – усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности 6. – разрешение проблем 7.– развитие личностных компетенций 5 – 7 – это то, что в качестве объекта измерения и педагогической рефлексии трудно выделить и поэтому на данный момент в образовательной деятельности является вопросом, которому уделяют много внимания
Компетентностный подход способен соединить требования стандарта и жизни.
Компетентностный подход предполагает выход за границы конкретных ЗУНов и содержательное включение в рефлексию тех процессов, тенденций и вызовов, которые и задают рамки и возможности культурного самоопределения, построения-выращивания индивидуально значимой стратегии профессиональной успешности и субъектности, становления личной истории.
В отличие от традиционных ЗУНов, ориентированных на усвоение установленного в госстандартах набора учебных дисциплин (как упрощенных редукций «готовых» научных знаний и алгоритмов конкретных видов деятельности – в форме образцов и правил), в самой практике обучения замкнутых на самих себя, компетенции (компетентности) ориентированы на развитие субъектности и связаны с культурой мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений в органическом единстве с духовно- нравственными, ценностными установками личности вне зависимости от сферы общения и области их приложения.
Виды компетенций: 1. Ключевые компетенции 2. Профессиональные компетенции 3. Предметные компетенции
Пять групп ключевых компетенций: 1. Политические и социальные компетенции 2. Компетенции, касающиеся жизни в много- культурном обществе. 3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. 4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. 5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Профессиональная компетенция: - специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; - социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда; - личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; - индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Составляющие профессиональной компетентности: 1. Коммуникативная компетентность 2. Информационная компетентность 3. Регулятивная компетентность 4.Интеллектуально-педагогическая компетентность 5. Операциональная компетентность