Введение ФГОС второго поколения Учитель русского языка и литературы МКОУ «Большесолдатская СОШ» Тарасова Валентина Николаевна
Конституция Российской Федерации Статья Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов. Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Обеспечение информационных условий для введения ФГОС второго поколения Задача ФГОС второго поколения - о Задача ФГОС второго поколения - ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. ФГОС второго поколения определяют ФГОС второго поколения определяют основные результаты образования (общие и по ступеням) и отражают их в: - учебных программах (предметные, метапредметные, личностные); - программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)
Планируемые ФГОС второго поколения результаты образования Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности,т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Инновационный характер ФГОС второго поколения Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (нов. ред. ст.7 Закона РФ «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как «конституция» школьной жизни Впервые стандарты строятся как общественный договор между семьей, обществом и государством («Нам нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний, тот получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора.» А.Асмолов, профессор МГУ, членкор. РАО) Впервые основой эффективного внедрения стандартов должна стать новая организационно-экономическая модель образования
ФГОС-2 имеет значительное количество инновационных моментов: 1) принцип фундаментальности научных знаний; 2)одна из основных целей образовательного процесса - формирование определённых качеств личности выпускника; 3)построение образовательного процесса на основе деятельностного и компетентностного подходов; 4) определение результатов образования(предметных, метапредметных, личностных); 5)значительное внимание уделено внеурочной(внеучебной)деятельности ОУ;
ФГОС-2 имеет значительное количество инновационных моментов: 6)образование рассматривается как сочетание учения и воспитания, организованного в стенах ОУ; 7) предъявлены требования к оснащению образовательного процесса; 8) организована система оценки достижений ученика
Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г новый стандарт 3 компонента (федеральный. региональный, школьный) изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции; деятельностный характер образования только федеральный компонент предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу - 10 ч. в каждом классе) ориентация на результат образования
Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. Стандарты первого поколения Линии сравнения Стандарты второго поколения Усвоение знаний, умений, навыков Цели обучения Формирование УУД Ориентация на учебно- предметное содержание Содержание образования Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач Учебная деятельность определялась учителем стихийно Организация учебного процесса Создание индивидуальных образовательных программ Основная-фронтальная Формы обучения Признание решающей роли учебного сотрудничества
Основы ФГОС Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 12 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Основная педагогическая задача: Основная педагогическая задача: - организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновление СодержанияОбразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования
любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Портрет выпускника основной школы