Образовательная программа детского сада «Брусничка» Цели, задачи, пути решения, краткое содержание
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Дети от 3-х до 7-ми лет – четыре возрастные группы: от 3-4 лет – вторая младшая группа, от 4-5 лет – средняя группа, от 5-6 лет – старшая группа, от 6-7 лет – подготовительная группа. Дети с речевыми проблемами от 5-ти до 7-ми лет – логопедическая группа (два года обучения).
Общие цели и задачи программы. Цель: Формирование общей культуры, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Задачи: Задачи: * охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; * охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; *обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); *обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); * обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования в детском саду и начальной школе; * обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования в детском саду и начальной школе; * создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями; * создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями; * объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс; * объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс; * формирование общей культуры личности детей, предпосылок учебной деятельности; * формирование общей культуры личности детей, предпосылок учебной деятельности; * формирование социокультурной среды в соответствии с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей; * формирование социокультурной среды в соответствии с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей; * обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей. * обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей.
Пути решения Индивидуализация дошкольного образования. Сотрудничество детей и взрослых. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничество детского сада с семьёй. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Используемые Примерные программы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» – Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Т., Михайлова З.А Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» – Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Т., Михайлова З.А Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» – Веракса Н.Е., Васильева Т.С.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Формы работы с родителями Лекторий «Молодая семья»: «Круглый стол», беседы по форме «Вечер вопросов и ответов», семинары – практикумы на актуальные темы. (проводится 1 раз в квартал) «Клуб здоровой семьи» - на основании банка данных о категориях семей организуются: «Круглый стол» на актуальные темы, консультации (ежемесячно). Анкетирование родителей с целью выявления проблем и вовлечения родителей в активную жизнь детского сада (в течение года). Организация и проведение совместных проектов по разным видам деятельности (в течение года). Проведение родительских собраний групповых и общих с привлечением разных специалистов (один раз в квартал). Оформление ленты добрых дел во всех возрастных группах – работают в течение всего года. Проведение дней здоровья – 2 раза в год. Проведение дней открытых дверей в течение года. Совместные мероприятия: спортивные праздники, вечера развлечений, досуги, мастер- классы. Работа «Педагогической гостиной». Совместное оформление прогулочных участков. Беседы-занятия на актуальные темы. Совместные выставки поделок и конкурсы. Оформление папок передвижек с консультациями для родителей. Посещение педагогами семей на дому.
Структура Программы Целевой раздел: пояснительная записка, цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Содержательный раздел: описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Организационный раздел: материально-техническое обеспечение Программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок и режим дня; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
Планируемые результаты освоения Программы. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, считаться с интересами других, способен разрешать конфликты. Ребёнок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игр, умеет подчиняться правилам и социальным нормам. Ребёнок хорошо владеет устной речью, понятно выражает свои мысли, выделяет звуки в словах – складываются предпосылки грамотности. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, придумывает объяснения явлениям природы и поступкам, склонен наблюдать и экспериментировать. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
ПУСТЬ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ДЕТИ